В общей сложности этой осенью на скамье подсудимых окажется 12 человек. Все обвиняемые более чем в почтенном возрасте – от 76 до 82 лет. Четверо из них в прошлом сотрудники Сааремааского уездного отдела МГБ, остальные семеро – МВД ЭССР. Всем им в настоящий момент предъявлено обвинение по излюбленной статье Департамента охранной полиции (ДОП) МВД Эстонской республики, более известного, как "Кайтсеполицей" или "КаПо" – "совершение преступления против человечности". А если более точно – участие в послевоенный период в боевых действиях против вооруженных немецко-фашистских пособников, скрывавшихся в прибалтийских лесах.
Как следует из упомянутого выше письма, первоначально этот судебный процесс планировалось приурочить к шестидесятилетней годовщине депортации членов семей эстонских националистов (июнь 41-го года). Однако по каким-то причинам следствие было продлено до 17 октября 2001 года. Впрочем, оно так до сих пор и не завершено.
Предстоящий процесс является логическим продолжением политики, проводимой пришедшей к власти правой радикальной коалиции, главенствующее место в которой занимает партия "Исамаалийт" ("Союз Отечества"). Именно с приходом к власти этой партии в Эстонии была создана законодательная база, позволившая открыть охоту на 70-80-летних стариков, некогда работавших на силовые ведомства бывшего Союза.
Десять лет тому назад, после развала СССР и воссоздания эстонского государства, министерство иностранных дел новоиспеченной республики направило российским коллегам предупреждение о том, что "дальнейшая деятельность КГБ на территории Эстонии не совместима с ее государственным статусом" (письмо датировано 27 августа 1991 года). С чем российские власти полностью согласились. После этого председатель правительства Эстонии Э.Сависааар, председатель КГБ Эстонии Р.Силлар и глава КГБ СССР В.Бакатин подписали два Протокола (сентябрь-октябрь 1991 года) о взаимных обязательствах. Согласно этим протоколам, Россия обязалась распустить КГБ Эстонии и передать собственность этой организации (здание, имущество, автотранспорт, спецтехнику, вооружение, боеприпасы, архивные фонды и материалы, представляющие государственную или историческую ценность) Эстонии. А также не привлекать бывших сотрудников КГБ к "деятельности, наносящей ущерб эстонскому государству". В свою очередь эстонские власти подписались не устраивать гонения на бывших сотрудников госбезопасности, обеспечить им социальную и политическую защиту, а также рассмотреть вопрос об их последующем трудоустройстве.
18 декабря 1991-го государственным министром Эстонии Райво Варе и полномочным представителем Межреспубликанской службы безопасности (правопреемницы КГБ СССР) Вячеславом Широниным был подписан еще один документ – "Соглашение по правовой и социальной защите, пенсионному и социальному обеспечению бывших сотрудников и пенсионеров КГБ СССР и членов их семей". И, как и в двух предыдущих, в нем оговаривались обязательства Эстонии по "обеспечению социальных, политических и личных прав, бывших сотрудников КГБ", "не привлечению их к уголовной и иной ответственности по причине их прежней службы или работы в органах госбезопасности, если они не нарушали действующего законодательства" (т.е. советского законодательства).
Справка:
На тот момент в КГБ Эстонии числилось 450 офицеров и 346 военнослужащих, как эстонцев, так и представителей других национальностей. После отделения Эстонии от СССР и создания независимого государства часть сотрудников эстонской госбезопасности выехала в Россию. Но около 200 бывших офицеров осталось на территории республики. Каких-либо преследований они не опасались, так как новосозданное государство заключило с Россией договор, гарантирующий им равные права со всеми прочими жителями республики.
Россия взятые на себя обязательства выполнила, что подтверждается "Заключительным актом о прекращении деятельности КГБ Эстонской республики" от того же 1991-го года. Как сказано в этом документе, КГБ Эстонии было распущено и все его имущество передано эстонской стороне. Что касается обещания не привлекать бывших сотрудников госбезопасности к "деятельности, наносящей вред эстонскому государству", то соблюдение Москвой этого пункта отмечает даже Департамент охранной полиции МВД Эстонской республики. А вот эстонская сторона взятых на себя обязательств выполнять не пожелала. Сначала в Эстонии была развернута так называемая "программа репатриации", основной целью которой стало фактическое выживание с территории республики русскоязычного населения (по предварительным подсчетам, порядка 140 тысяч человек), в первую очередь бывших чекистов и членов их семей.
Затем, в 1999 году правительство Эстонской республики сделало еще один шаг по ужесточению миграционного законодательства, изменив и без того признанный правозащитными организациями как дискриминационный закон "Об иностранцах". В частности, в нем появилось положение, запрещающее предоставлять вид на жительство гражданам иностранных государств, когда-либо работавшим в разведке, службах безопасности, политотделах, кадровым военным, служившим в иностранных армиях, и членам их семей. Поясним, что к "членам семей" эстонские власти относят не только родителей, детей и законных (на момент подачи прошения) жен, но также вдов и даже тех, кто уже успел выйти замуж во второй раз и имеет другие семьи. Это означает, что если раньше проживающие на территории Эстонии так называемые "иностранцы" могли хотя бы в порядке исключения получить временный вид на жительство, то теперь им просто присылают требование покинуть пределы государства. Более того, детей "бывших" обязывают подписать документ, удостоверяющий то обстоятельство, что они, дети, в курсе бывшей работы своих родителей в КГБ. Словом, эстонские законодатели переплюнули даже нелюбимого ими Иосифа Сталина, одной рукой отправлявшего жен и детей "врагов народа" валить лес, а другой – декларирующего постулат о неответственности детей за отцов.
В этом году эстонские власти подвели последнюю черту под всеми договоренностями 1991 года. В апреле высшая судебная инстанция республики, Государственный Суд, вынес решение о признании Соглашения, подписанного Райво Варе и Вячеславом Широниным, недействительным. Данный акт якобы не может быть признанным международным договором, так как "Варе не имел соответствующих полномочий на его подписание".
Как объясняют происходящие коллизии сами эстонские власти, "бывшие" представляют угрозу государственной безопасности. "В организованных преступных группировках много бывших сотрудников КГБ, поэтому мы очистили от них эстонские органы", – так озвучил эту идею представитель "Исамаалийта", нынешний премьер-министр Эстонии Март Лаар. Другой выдвиженец этой партии, Т.Лоодус, в своих выступлениях пошел еще дальше: "История с соглашением ставит под угрозу само существование государства. Мы говорим не об иностранцах, а об оккупационной армии, ее офицерах, оставшихся здесь. До тех пор, пока на нашей территории есть люди, служившие в армии другого государства, способные взять в руки оружие и воевать за свою страну, есть все основания полагать, что оккупация продолжается".
Подобные заявления не выдерживают критики. Практически всем бывшим сотрудникам Комитета госбезопасности ЭССР, против которых "КаПо" возбудило уголовные дела, по 70-80 лет – похоже, эстонцы всерьез боятся не справиться в случае чего с стариками. Видимо, только НАТО и может спасти это маленькое государство от столь страшной напасти... Кроме того, аннулировав соглашение от 1991 года, эстонские власти фактически нарушили международное право. А именно – Венскую конвенцию "О праве международных договоров" от 1969 года. Согласно этой конвенции, единственный, кто может оспорить полномочия Варе, – это Россия, выступающая по статусу как государство-контрагент. Но она этого не делала. И более того, делать не собирается.
Справка:
Начиная с 1998 года в Эстонии прошло уже несколько громких процессов над бывшими сотрудниками органов госбезопасности. В апреле 98-го состоялся суд над 74-летним Владимиром Логиновым, бывшим оперуполномоченным МГБ ЭССР. В мае 98-го – над 77-летним Иоханнесом Классеппом. В ноябре 98-го – над 78-летним Михаилом Неверовским и 80-летним Василием Бесковым (сразу после суда Неверовский скончался). Еще двое из обвиняемых (бывший руководитель НКВД на острове Саадема Василий Риис и офицер НКВД Идель Якобсон) скончались, не дожив до суда. Еще один бывший чекист – 82-летний Борис Лохо – должен был предстать перед судом этой осенью, вместе с 11 другими ветеранами. Он умер после одного из допросов. "...На допросы его возили в полицейской машине, так как сам передвигаться он не мог. 13 сентября к нему на квартиру пришли работники полиции, в этот же день он умер, не дождавшись суда..." – сказано в письме ветеранов к Николаю Патрушеву.