Третий по счету для России Efes Blues Festival стал совершенно непредсказуемым уже на начальном этапе организации – из-за терактов в Америке началась чехарда с участниками. Почти сразу же после событий 11 сентября отказалась от гастрольных туров блюзовая певица Шемекиа Копланд, ее должен был заменить музыкант со звучным именем Джеймс Армстронг. Другие два участника, Отис Тэйлор и Биг Бил Моргенфильд, так и оставались на афишах фестиваля, развешанных по всем театральным кассам Москвы. В результате до России доехали Эдди Кинг Милтон, Отис Тэйлор и Майкл Хилл. Отис Тэйлор был единственным музыкантом, кто не изменил своих планов и не побоялся дать концерты в Турции и России. Вот что он сказал по этому поводу в интервью нашему изданию во время саунд-чека: "Я не отказался приехать на этот фестиваль, потому что я американец. У меня есть жена и двое детей. Даже не воюя, я все равно стал солдатом. Солдатом мира. Я не воюю с оружием в руках, но я борюсь со страхом и помогаю другим людям с ним бороться".
Отис Тэйлор первым из заезжих музыкантов вышел на сцену после короткого разогрева группы Евгения Маргулиса. Тэйлор выступал один. Его виртуозное владение банджо не нуждалось в сопровождении других музыкальных инструментов. "На каждом концерте я пою разные песни. У меня 30-40 композиций, из которых я что-то выбираю соответственно моему настроению и настроению публики. Но вообще-то, любой концерт – это развлечение для меня. Я не хочу делать из этого конвейер и играть все время одни и те же, пусть даже успешные, песни. Нужно меняться и получать от этого удовольствие. И я всегда импровизирую на сцене, каждый раз песня играется по-новому. Я никогда не репетирую, я просто играю".
Выражение Маргулиса "блюз – это когда полный облом" целиком подходило к выступлению Тэйлора. Его блюзы грустны, лиричны и в то же время очень эмоциональны. Он из тех, кто сидит около развалюшного дома на пыльной дороге с гитарой или банджо в руках. Все ушло, жизнь повернулась спиной, осталось только петь блюз. "Блюз для меня – это настоящие эмоции и мысли, чувства, то, что исходит из самого сердца", – говорит музыкант. После достаточно успешной музыкальной карьеры в молодости, Отис Тэйлор решил остепениться и заняться продажей антиквариата. Однако музыка его не отпустила. В 1995 году он вернулся на сцену и успел выпустить уже три альбома, расхваленные критиками. Помимо многочисленных выступлений и концертов, Тэйлор преподает в одной из канадских музыкальных школ: учит детей сочинять и играть блюз.
Майкл Хилл смог по-настоящему развеселить публику. В ярком жилете, со смешными косичками и обаятельной улыбкой, этот музыкант заразил всех своей энергией и оптимизмом. "Музыка – это целебная сила. Наша цель – не только развлекать людей, но и дотронуться до души. Музыка должна быть ободряющей, и артист обязан донести что-то позитивное до слушателя, навести мосты между совершенно разными людьми".
Майкл Хилл – нью-йоркский блюзовый музыкант, настоящий корифей жанра. "Мне близки все направления блюза, – сказал он перед выступлением, – но моя команда играет то, что я называю "нью-йоркским блюзом". Мы предпочитаем играть в традиционной манере, но добавляем звуки из других музыкальных направлений. Нью-Йорк – это смесь разных культур, людей. В нашей музыке вы услышите что-то из регги, африканских ритмов... У нас только что вышел четвертый альбом. Готовим пятый. Иногда в своих песнях я говорю о каких-то социальных или политических вопросах. На мой взгляд, это пришло из истоков блюза. Блюз изначально был музыкой тех людей, у которых не было права голоса в обществе. Я стараюсь говорить о справедливости в своих песнях. Блюз – это основа американской культуры. Из него вышло множество других направлений музыки или что-то позаимствовали: джаз, рок, поп, хип-хоп. Блюз существует и в нашей литературе. Когда я был ребенком, родители рассказывали мне о том, как они жили на юге США, и все эти истории о нашем прошлом, о рабстве. И в этом тоже чувствовался блюз. Я думаю, блюз – это яркое полотно, на котором написана история Америки и афро-американцев".
Московская публика неистовствовала. Майкла Хилла долго не отпускали со сцены. Музыканты играли на бис. Перед следующим блюзменом, Эдди Кингом, стояла нелегкая задача удержать это настроение. Впрочем, такому яркому музыканту это было вполне по силам. Когда Эдди работал с легендарным Коко Тайлором, многие фаны, приходившие слушать Коко, уходили после концерта со словами: "Гитарист, который открывал шоу, сам представляет собой целое шоу". Его последний сингл "Another Cow’s dead" был признан одним из самых лучших блюзовых альбомов. "Меня отговаривали от этого выступления. Но я приехал, потому что петь блюз – это моя работа. И я буду петь, независимо от того, что и где происходит в мире. К тому же, я думаю, через некоторое время все наладится... Я предпочитаю чикагский стиль исполнения блюзов. Это музыка с большим зарядом энергии, под которую нужно танцевать".
Надо сказать, что публика оценила этот посыл и плясала от души, вернее, от большого количества выпитого и зажигательных мелодий. Три дня МДМ был набит под завязку. К барной стойке пробивались с боями, все места за столиками, все ящики из-под пива, расставленные в качестве импровизированных табуреток, были заняты. Впрочем, долго усидеть на месте было невозможно. Танцевали кто как умел: кто-то просто покачивался в такт музыке, боясь расплескать пиво из кружки, солидные дяди и тети прыгали паровозиком, ухватив друг дружку за бока. Те, кто опасался бурных проявлений любви к блюзу, топтались на балконах или винтовых лестницах, с высоты взирая на буйство толпы. Казалось, сами блюзмены были отчасти удивлены такой бурной реакцией, но московская публика их явно не разочаровала.
После столицы музыканты уехали брать Питер. 7 ноября Северная Пальмира была озабочена проблемой, где достать лишний билетик на концерт настоящий американских блюзменов; а попав на концерт – как дойти до дома в нормальной кондиции после пивного шабаша и плясок до упада.