Согласно пресс-релизу узбекского МИД, решение о проведении такого референдума, "ставшее весомым шагом на пути дальнейшего развития парламентаризма в Узбекистане, свидетельствует о необратимости демократических преобразований, осуществляемых в республике". И преобразуется республика не по наитию, а по высоким демократическим образцам как Запада (перечисляются западные страны, в которых президентов избирают на 6-7 лет), так и Востока (следует ссылка на арабский мир – там вообще правят пока не надоест). В качестве примера приводятся также соседние Казахстан и Таджикистан, где президентам накинули срок до заветной цифры 7 еще несколько лет назад. Для бестолковых в документе разъясняется, что ни в коем случае "нельзя персонифицировать и связывать этот вопрос с именем главы государства И.А.Каримова", ведь "на всенародный референдум выносится вопрос не в отношении лично И.А.Каримова, а в целом об изменении срока полномочий Президента Республики Узбекистан как важнейшего института национальной государственности, что прежде всего вызвано не субъективными, а объективными причинами". Ну, это само собой – кто бы сомневался...
Послушав самого президента Каримова, всякий разумный человек не может не проникнуться той мыслью, что вопрос о президентском сроке – вообще не главный и диктуется скорее соображениями технической рациональности. Действительно судьбоносный вопрос, в поисках ответа на который потребовалось народное волеизлияние, – это вопрос о парламенте. Почему-то этого никак не хотят уразуметь иностранные журналисты. Не понимают, на какие вершины парламентской демократии поднимается солнечная республика. Вот на пресс-конференции 20 декабря корреспондент Би-Би-Си очень интересовался, будет ли увеличение срока полномочий – если, допустим, народ проголосует "за" – относиться только к новому президенту, или к действующему тоже? Ислам Абдуганиевич предельно ясно растолковал, что "это будет решать парламент и только парламент". А как же иначе при расцвете парламентаризма?
Теперь, наверное, узбекский президент с нетерпением ожидает подсчета голосов. В самом деле: как же все-таки проголосовал народ? Одобрил ли новые демократические инициативы? Согласно узбекскому Центру изучения общественного мнения "Ижтимоий Фикр", в референдуме собирались принять участие 85% избирателей, из коих по второму и, как мы теперь знаем, главному вопросу намеревались голосовать "за" 78%, а по несущественному вопросу о президентском сроке – свыше 96%. Около 4% респондентов затруднились с ответом насчет увеличения этого срока, и ни один человек не выказался против. Но демократия на то и демократия, что преподносит сюрпризы. А вдруг кто-то все же выскажется?
По информации посольства Узбекистана в Москве, за ходом изъявления воли масс наблюдали многочисленные иностранные гости из СНГ и других стран, в том числе США, Канады, Германии. Правда, кого представляют эти англосаксы, немцы и разные там прочие шведы, не уточняется. Два года назад на президентские выборы в Узбекистане ОБСЕ, например, отказалась присылать наблюдателей. По мнению этой организации, отсутствовал собственно предмет наблюдения. Видимо, выборы были настолько свободные, что даже при самом богатом воображении нельзя было представить себе малейшую возможность каких-либо нарушений демократических норм.
Напомним, что первый раз Каримов был избран президентом Узбекистана в 1991 году. В 1995 году он уже проводил один референдум, на котором 98% избирателей высказались за продление полномочий любимого руководителя до 2000 года без мороки с какими-то там выборами. Тем не менее, в результате неуклонного развития демократии проведение президентских выборов все же потребовалось, причем на альтернативной (sic!) основе. На этих выборах в январе 2000 года Каримов получил 92% голосов при 93-процентной явке избирателей. При такой горячей и преданной любви сограждан к своему президенту даже профессор Абдулхафиз Джалалов – единственный его соперник, набравший почетные 4% голосов, – заявил, что сам голосовал за Ислама Абдуганиевича.
Между тем, по узбекской Конституции, в президенты нельзя избираться более двух сроков подряд. Как же тут быть при столь явно выраженных чаяниях народных? Впрочем, Конституция была принята в декабре 1992 года, так что выборы 2000 года следует считать первыми, проведенными в соответствии с новым Основным законом (ведь в 1995 году состоялось всенародное голосование, но не собственно выборы). Это позволяет избежать антидемократического пренебрежения мнением избирателей как минимум до 2014 года. Правда, к тому времени Ислам Абдуганиевич, которому исполнится 76 лет, как раз вступит в период наивысшего подъема творческих сил; но надо надеяться, что, опираясь на многочисленные обращения трудящихся, соратники президента убедят его повременить с заслуженным отдыхом и на очередном референдуме антидемократический реликт действующей Конституции будет удален.
Сам узбекский лидер проявляет величайшую скромность, входящую в коллизию с его демократическими убеждениями. Ведь насколько более полно отвечало бы интересам и воле избирателей признание за президентом пожизненного статуса! Однако во всей Центральной Азии на такое, подавив ради торжества демократии природную скромность, согласился пока один Сапармурад Ниязов, "глава всех туркмен". Не в пример ему Эмомали Рахмонов в Таджикистане транжирит деньги налогоплательщиков на организацию никому не нужных выборов, а казахский президент Нурсултан Назарбаев во многом копирует узбекский опыт – в 1995 году он тоже проводил референдум о продлении своих полномочий до 2000 года. Правда, в последние годы Назарбаев действует с опережением: поправки в Конституцию Казахстана об увеличении президентского срока до 7 лет были приняты парламентом республики – без проведения дорогостоящего референдума – еще в 1998 году, а в январе 1999 года состоялись досрочные президентские выборы, на которых Нурсултан Абишевич получил 82% голосов. В соответствии с Конституцией 1995 года они тоже считаются его первыми выборами.
Другой адепт демократии – киргизский президент Аскар Акаев – ведет себя крайне непоследовательно. В 1999 году в преддверии президентских выборов он сначала посадил в тюрьму Феликса Кулова, выдвинувшего вопреки воле народа свою кандидатуру, а затем почему-то освободил (хотя, слава Аллаху, к выборам не допустил). Ради чего, спрашивается, такое снисхождение, и зачем вообще нужны оппозиционные претенденты, только смущающие электорат своими лукавыми речами? Ради лестных отзывов западных доброжелателей? Глава миссии наблюдателей ОБСЕ Марк Стивенз назвал "признаком плюрализма в Киргизии" тот факт, что "Акаев все же позволил некоторым оппонентам выставить свои кандидатуры и набрать четверть от общего числа голосов".
В общем, демократ Каримов и другие центрально-азиатские лидеры скромничают. Семилетний срок полномочий – это все-таки явная полумера. Страшно и странно, кстати говоря, подумать, что всего через шесть лет Владимир Владимирович Путин вынужден будет без спросу избирателей освобождать кремлевскую жилплощадь...