Приевшиеся реальные ролики с отрезанием человеческих голов и стрельбой по военным машинам, сопровождающейся воплями волосатых арабов, ныне не в моде. Фильм должны заметить на Западе – и наконец-то вспомнить об "ичкерийской независимости", "злостной агрессии России", "геноциде" и "переговорах с Масхадовым".
Не вызывают удивления только два момента. Так, авторы фильма – в Грузии люди не местные – не скрывают, что кино создается на средства иностранных спонсоров – главным образом турецких и арабских бизнесменов. Правда, арабы, прежде спонсировавшие проекты и посерьезнее, например, закупку партии ракет для боевиков Гелаева, Хаттаба и Басаева, на этот раз поразили скупостью. Видимо, сказалось "нецелевое использование средств" амирами в лице тех же Хаттаба и Абу аль-Валида и пропагандистами боевиков в лице "ичкерийского геббельса" Удугова.
Еще одна обыденность: "блокбастер" про шахидов, обычных таких боевичков с выразительными глазами, убивающих наших солдат в Чечне, могут показать в Украине. Это уже традиция – крутили же там недавно исторический "шедевр" про Мазепу, где Петр I насилует своих солдат, а императрица Екатерина, извращенка, играет отрубленными головами. Так что удивляться не стоит. По крайней мере, сценарий украинской передачи, анонсирующей фильм о чеченских моджахедах, уже готов. В Украине вообще трепетное отношение к чеченским боевикам. Делегации украинских националистов, в которые входили и военные, братались и пьянствовали с Дудаевым в Грозном, в честь чего затем благодарно назвали улицу во Львове. Теперь, надо думать, там появятся и перекресток Хаттаба, и тупик Басаева, или, к примеру, майданчик Масхадова.
Впрочем, вернемся к "киношедевру" и ознакомимся со сценарием, созданным братьями-славянами. Название публицистической программы Артема Шевченко на украинском ТВ звучит актуально: "Панкіська ущелина: 35 міліметрів війни" ("Панкисское ущелье: 35 миллиметров войны"), и длится всего 20 минут.
Итак, зритель узнает, что выпускник Тбилисского института театра и кино чеченец Мурад Мазаев еще не придумал, как назвать свое кино "по ту сторону баррикад". Или "Свiдок" ("Свидетель"), или "Чеченец", или "Шахид". Оказывается, молодой режиссер, он же исполнитель главной роли, ищет деньги на завершение съемок. Должен найти у арабских спонсоров, иначе случится худо – "борьба с терроризмом легко превратится в фетиш для неумных политиков и не в меру зарвавшихся генералов". Но всё это только вводная часть. Дальше украинцам объясняют, как и чем чеченский режиссер заполнял километры пленки:
Відбивка (підрив російської бронетехніки: один-два епізоди, динамічно під музику із різким закінченням, можливо у кінці – ефект підриву кінострічки). Всё как в жизни, можно и не переводить – "подрыв российской бронетехники, динамично, под музыку с резким завершением...". Главного героя (Мазаева) зовут Микаелем, он прощается с невестой, родителями и погибает в бою с российскими десантниками. Как говорят в Украине, "от і все, ніякого хеппі-енду". Съемочная площадка – одно из сел Панкисского ущелья. Вот и весь сюжет, объясняемый режиссером: "Он идет воевать, потому что, если не пойдет, его могут завтра же под зачистку забрать и убить".
И снова відбивка, уже переход на Панкиси: по улицам центрального села Панкисского ущелья "ходят такие суровые бородачи в камуфляже" (ходять отакі суворі бородані у камуфляжі). Называть их "мирними беженцами" украинские журналисты не могут, не поворачивается язык. Но и боевиками, оказывается, тоже нельзя – оружия не видно. Снимать на камеру нельзя – будут проблемы. Идет синхрон: говорит лидер других боевиков, грузинских, из "Мхедриони", Джаба Иоселиани:
– В Панкисском ущелье нашей власти нету. Мы не добровольно их пригласили, они вооруженные пришли. Люди, которые потеряли Родину и вояки неплохие. Значит, с ними нужно было воевать, но мы не захотели... Надо что-то делать. Они в Панкисском ущелье, их там около3-4 тысяч. Беженцев больше. Боевиков, я имею в виду.
Следом вещает уголовник, имеющий две судимости, скрывающийся в Грузии Хизри Алдамов, он же полномочный представитель Масхадова в Тбилиси, утверждающий, что каждый чеченец, покинувший Ичкерию, считается дезертиром, а в Панкиси – только беженцы, для "генералов" здесь нет места.
Теперь слово украинским журналистам, пересказывающим сценку нападения чеченских боевиков из-за угла: "Російські солдати чинять машину – перестрілка! Паніка! "Духи!" – всі починають стріляти. – "Бегом! Бегом!". Вот и украинско-ичкерийский эпизод чеченской кампании, правда, с элементами грузинского колорита. Дело в том, что сами чеченцы наотрез отказались играть российских солдат, тех, которых в кино расстреливают меткие моджахеды. Солдатами из России за деньги согласились побыть бедствующие грузины. А режиссер Мазаев, он же моджахед по роли, так вошел в роль, что стал лупить из автомата во время съемок по-настоящему, поверх голов "русских грузин", благо Панкиси давно превратилось в один большой полигон (привожу его слова без сокращений): "Нам легче и дешевле было достать здесь боевые патроны, а не холостые. И весь бой – боевыми патронами. Включая выстрел из гранатомета. Была опасность того, что те грузины, которые играли русских, никогда оружия не держали. Приходилось на месте объяснять, чтобы друг друга не перестреляли: куда нажать, откуда пуля вылетает, куда может попасть". Сцена натуральна – грузины кричат с акцентом: "Духи! Духи!", охают, падают как мешки, иные копошатся, изображая стрельбу, но потом умолкают. Моджахеды победили...
И, кстати, победили не задорого – сценки с нападением на российскую колонну в Панкисском ущелье (где явь, а где игра – не разобрать), ухарская стрельба с шашлыком заняли 10 дней. На эти цели один турецкий благотворительный фонд выделил $5 тысяч. Гонорары не впечатляли, но грузинские актеры довольствовались малым.
Впрочем, за натурализмом мелькают романтические сцены: "Микаель" (Мазаев) прощается с невестой чеченкой Мариам, которую играла студентка второго курса Тбилисского института театра и кино Натри Гулиашвили. Играла с надрывом, почти как звезда, ибо боялась. Родители не хотели отпускать ее в Панкисское ущелье, где воруют и своих, и чужих. Когда отсняли романтику, скупые жесты любви и бой с грузинами, переодетыми русскими, Натри облегченно вздохнула: "Я вообще хотела посмотреть на чеченцев. Какие они? Вообще понравились. Очень хорошие. Я думала, что такие террористы. У-у-у! Но не такие, они очень хорошие".
В общем, о фильме можно больше и не рассказывать. Куда более интересны комментарии украинских журналистов о Панкиси, где, по признанию официального Тбилиси, находится несколько сот боевиков, включая 100 арабских наемников. Но это мало кого интересует. Вот картинка из жизни школы одного из сел в Панкисском ущелье. Оказывается, пока "суровые бородачи" учат группы боевиков перед отправкой в Чечню и свободно разгуливают по селам, кое-где все же идут занятия. Учительница, как и в Пензе, Моздоке или Магадане, повторяет детям: "Мы писали, мы писали, наши пальчики устали, мы немножко отдохнем и опять писать начнем…". В школе села Дуиси около 400 учеников – грузин и чеченцев почти поровну. На переменке школьный двор взрывается обычным детским гулом. Идиллическая картина. Учебники, мел и дрова на отопление привозят из миссии ООН. Детям здесь преподают русский язык. Мальчики, кто повзрослее, уже не против стать моджахедом и воевать против русских войск: "Муджахидом хочу стать!", "Мирно жить хотим, если солдаты русские уйдут из Чечни!", "Кадыров Ахмет – настоящий козел, потому что он с русскими!", "Кто настоящий лидер? Джохар. Нет, Хаттаб и Басаев! Настоящие лидеры!". Выходит, детей учат не только русскому – им с малолетства показывают, как "грамотно" воюет моджахед Хаттаб (слава Богу, воевал. – О.П.), какой великий лидер Басаев, захватывающий роддом. Так в Панкисском ущелье обучают с прицелом на будущее, готовят резерв – патронов, автоматов и гранат хватит на всех. Оружия не жалеют даже в кино, имитируя на грузинских статистах расстрел "русаков". Если бы было модно, как два года назад, то резали бы головы и хвалились перед камерами. С грузинами в Панкиси – понарошку, а в России – другое кино: там кровь, не краска, и расчлененные конечности пленных солдат и заложников сделаны не из папье-маше.
А украинскому журналисту Шевченко нравится рассказывать о фильме, где реальные чеченские боевики реалистично убивают российских солдат в лице грузинских актеров. Он смакует съемку подробностей: "Їде машина російських солдат. Сцена вбиті російські солдати в машині" (Идет машина российских солдат. Сцена убитых российских солдат в машине).
...Трупы присыпают песком. "Чуть выше того, туда. О, на улицу выкинуло. Всё нормально, сейчас кровь сделаем на первом плане. Тихо – ничего, уважительное отношение к врагу... Единственное, сделайте вот тут. Раны не видно. Вот отсюда немного струйку. Потому что не видно". Пускают дым. "Всё, можно включать". Панорама из машины на камеру. "Всё отлично. Сняли". Фінальні титри ( під музику) .