На Московском кинофестивале в бой вступила тяжелая российская артиллерия: в конкурсе были показаны "Чеховские мотивы" Киры Муратовой и долгожданная "Кукушка" Алексея Рогожкина
Очередные три дня конкурсных фестивальных показов постепенно привели вашего обозревателя из состояния глубокого уныния от всего увиденного к некоторой эйфории. Конечно, в одной статье трудно рассказать обо всех фильмах, поэтому сегодня ограничусь конкурсными лентами. О неофициальном показе – завтра.
Молодая финка Саара Саарела представила на суд жюри свою третью в карьере картину
"Ни вздоха, ни смеха". Это вроде как молодежная комедия. Девушка с почти русским именем Инка рисует комиксы, ждет настоящей любви и мечтает о славе. Но, к сожалению, не все из надежд воплощаются в жизнь. Кроме того, что это продукт режиссера нового поколения финских кинематографистов, данный жанр называется "молодежное кино". А это значит – много мелких и крупных проблем, связанных с личной жизнью. Молодой человек Инки женат и крутит роман с ее подругой. Но Инка его, естественно, все равно любит. Пережив разного рода невзгоды, героиня становится опытной и почти счастливой: в финале у нее выходит книжечка комиксов, хотя мужик не прогнулся. Фильм немного ироничный и основанный, надо полагать, на личном опыте режиссера. На награду претендовать может лишь в снах героини.
Бразильский фильм
"Тайная жизнь" сняла 74-летняя Сузана Амарал, которая в кино с 1968 года. Поначалу она делала короткометражки и документальные фильмы. В 1985 году поставила картину "Час звезды", отмеченный премией жюри на МКФ в Западном Берлине. Эта же картина номинировалась на "Оскара". "Тайная жизнь" – ее второй полнометражный фильм. Семнадцатилетняя Биела после смерти отца покидает кофейную плантацию и едет в город, где живет ее кузен Конрад со своей женой Констансой. Та вводит Биелу в круг местного общества, где она вскоре встречает красавца Модесту. Сердце девушки не может противиться первому чувству. Бразилия, что тут скажешь. Там в лесах так много диких обезьян, а Педров – не счесть! "Реванш Золушки" – один из самых популярных мотивов мифологии, но в картине Амарал превращения в принцессу так и не происходит. Сразу видно – очень женское кино. По ходу фильма героиня отказывается повторять судьбу рабыни Изауры и сбегает из-под венца с богатым хлыщем. Потом Золушка снова переодевается в крестьянское тряпье и возвращается на кухню. Главный пафос авторов: важно оставаться самой собой. Феминизм – он и в Бразилии феминизм. На награду пожилая режиссерша вряд ли потянет. И так все знают, что лучшие мыльные сериалы – бразильские.
***
Вчера в "Пушкинском" при переполненном зале в бой вступила тяжелая российская артиллерия. Первой премьерой стала двухчасовая картина Киры Муратовой
"Чеховские мотивы". Мне кажется, что такого рода проект хорошо показывать перевозбужденным выпускникам лицея как раз накануне экзаменов в какой-нибудь гуманитарный вуз. То есть в депрессию это кино вгоняет с первых же кадров, с появлением А.Баширова в телогрейке и ватных штанах. Далее наступает обычная для режиссера шизофреническая действительность, снятая "по мотивам" рассказов Антон Палыча. Местами это смешно, местами – омерзительно. Муратова с наслаждением копается в психологии таких истериков и параноиков, которые классику не снились. Собственно, весь фильм – сцена венчания героини "Масок" Наташи Бузько с жирным и противным Жаном Даниэлем, видимо, призванным олицетворить всю гнусность творческой интеллигенции. Ему в этом помогают актеры труппы Жорика Делиева. На меня кино произвело удручающее впечатление. Во-первых, со скрупулезностью, достойной лучшего применения, воспроизведен обряд православного венчания. Причем актеров заставили выучить роли попов досконально. Хотя не обошлось без свойственного всем шестидесятникам (а именно они, я уверен, консультировали Муратову) полнейшего невежества в религиозном плане. В провинциальном храме почему-то вместо дьякона служат два священника, хотя по смыслу один человек в фелони и с крестом точно должен быть батюшкой? а другой -нет. Кроме того, в местечке этом поет какой-то оперный хор на клиросе, и всё это до колик "натуральное", "церковное". На фоне такого "чеховского" антуража кривляются типажи "Масок", проговаривая "чеховские" строчки. В общем, демонстрировать свою неприязнь к церкви, русской интеллигенции и "мелкому люду", я думаю, стареющая Муратова могла бы и не используя экран. Сия картина, я уверен, приза не получит ни при каком раскладе, хотя за этим может последовать обвинение жюри в неполиткорректности. Такое кино хорошо в виде рвотного.
Но из депрессии вывел фильм, который, на мой взгляд, тянет на главный приз, как говорится, однозначно. Это была долгожданная
"Кукушка" Александра Рогожкина. Перед входом в зал на моих глазах произошел казус. Другого знаменитого режиссера – Алексея Балабанова – девочки-билетерши не пускали, так как у него не было пресс-карточки. Пришлось вмешаться. "Вы что, не смотрели "Брат-1-2?" – спросил я у них, пока автор отечественных блокбастеров в замешательстве отошел в сторону. "Не-а", – сказала одна. Другая округлила глаза и живо спросила: "Это он?". Пройдя в зал, режиссер скромно сказал: да ладно, все правильно, – чем вашего корреспондента тронул до глубины души. Настроение еще больше улучшилось с первых же кадров нового, не побоюсь этого слова, рогожкинского шедевра.
Вилле Хаапсало, Виктор Бычков и Анне-Кристина Юссо разыграли перед нами драматическую комедию в стиле лучших работ Рогожкина, где он сам выступает и как автор сценария. Тут все было в противовес фильму Муратовой. Картина столь же позитивная, сколь и режиссерски безупречная. Два суперузнаваемых персонажа из "Особенностей национальной охоты" встречаются на тропе войны. Нот теперь они не понимают друг друга. Финский снайпер Вилле, чудом освободившийся из цепей, которыми его приковали эсэсовцы в скалах, встречает в доме дикой саамки Анни русского Ивана. На вопрос "как тебя зовут?" раненый красноармеец говорит: "Пошел ты к такой-то матери, фашист...". Поскольку все трое говорят на совершенно разных языках, финн и саамка зовут теперь своего русского друга Пшелты.
Несмолкаемый смех в зале сменяется минутами тишины ближе к финалу, когда идет потрясающая по глубине сцена возвращения души в мертвое тело одного из воинов-соперников. Сыграно все это настолько добротно и профессионально, что вполне претендует на титул "фильм года", и если не получит приз фестиваля, то только из соображений все той же политкорректности: если на ММКФ советских времен не давали призы чужим, значит, мы сделаем наоборот.
Впрочем, еще не все картины показаны, конкурс продолжается, так что ждите новостей.