Сегодня в ДК имени Зуева пройдет первый гала-концерт фестиваля под названием "День открытых чемоданов". Из потаенных уголков своих чемоданчиков достанут реквизит известные мэтры и только-только начинающие хохмить клоуны.
Программа фестиваля этого года значительно расширилась, однако в числе неизменных участников остается театр "Лицедеи", который в этом году представит премьеру спектакля про клоунскую семейку со звучной фамилией "Семьянюки". Все, на что только способны, покажут артисты театра пантомимы под управлением Валерия Шевченко, театра эксцентрики и пародии "Кураж", музыкальной шоу-группы "Джаз-Балалайка", а также известной труппы "Маски", театра "Микос" и "Бим-Бом". Выступят с сольными программами такие "эстрадники" как Юрий Гальцев и Геннадий Ветров.
Три года назад идея собрать под одной крышей огромное количество клоунов пришла в голову Александру Докаленко, драматическому актеру, который к тому времени переключился на организацию концертов. "Захотел показать людям "Лицедеев", "Бим-Бом" и "Микос" , – объясняет он возникновение нового фестиваля. – Оказалось, что есть интересные коллективы, которые здесь не выступают, потому что их никто не приглашает, они никому не нужны. Я вспомнил, что у нас есть в Москве "Театр клоунады". О нем мало кто знает. Когда мы только начинали, Ринат Давлетьяров, один из организаторов Московского кинофестиваля, говорил мне: "Саша, это бред. К тебе никто не придет". В итоге был огромный наплыв зрителей и прессы, к которому мы были просто не готовы. Второй фестиваль был уже более упорядоченным. Программа стала больше, география расширилась. Некоторые коллективы сами звонили нам и просили принять участие в фестивале. Мы им говорим, что мы денег не платим, а они все равно едут. Спонсоров опять никаких нет, правительство Москвы не помогает. Но мне хочется, чтобы фестиваль проходил. Он как бы гастрольный. Нет никаких призов, никаких премий. Единственная награда – гонорары некоторым артистам. И если наша программа понравится зрителям, то я постараюсь делать гала-концерты под названием "День открытых чемоданов" весь год. Впрочем, как ни назови, главное, чтобы и зрителям и участникам было интересно".
"Yтро": Как становятся клоунами?
Николай Береза: Я в клоунаде с 15 лет. Сначала была "самоделка". Потом пришел из армии и понял, что больше идти некуда, только в цирк. Театр наш образовался 2 апреля 1991 года, когда уже весь коллектив подобрался. У нас с Паганелем сначала был дуэт, потом другие подтянулись. Я тогда работал в белом парике. Постепенно отбрасывалось лишнее. Вот у меня сейчас только чубчик на лысине. Был красный фрак, зеленые штаны. Однако не панталонами надо смешить, а суметь подать образ за полторы минуты.
"Y": Есть ли в Ваших сценических персонажах какие-то Ваши личные черты?
Н.Б.: Никаких черт нет. Сережка у нас положительный семьянин, а на сцене – дурак дураком. Я сутулюсь, у меня костюма-то даже нет. А по манежу хожу во фраке.
"Y": А репризы в вашем театре кто придумывает?
Н.Б.: Это колхозное творчество. Кто-то приносит идею, потом в работе накидываются гэги. Публика – лучший режиссер. Бывает, над чем-то, что нам кажется драматичным, публика смеется. Трюк ради трюка не проходит.
"Y": Вы дважды завоевывали награды на престижных конкурсах во Франции и Бельгии...
Н.Б.: Мы работали в Бельгии на фестивале клоунов и совершенно не знали, что там будут что-то давать. Думали, просто приедем на представлении поработать. А потом в конце начали раздавать призы. Нам "золото" дали. А рядом стоял Питер Шуб, который безумно смешной и которым мы восхищаемся. Нам стало неудобно. Мы же все разные. Клоунада – это не спорт. Поэтому больше мы на фестивали не ездим.
"Y": Почему так получается, что вы чаще выступаете за границей, чем в России?
"Y": Как Вы думаете, после Никулина у нас есть свой народный клоун?
Н.Б.: Думаю, нет. Карандаша молодежь не знает. Полунин приезжал в прошлом году, но его долго не было в России. В таком понимании как Никулин артиста сейчас нет. Много энергии у Деда было. Его ведь в цирке за глаза называли все Дед. Дедушка цирка. Он действительно проводил много времени в цирке. У него была очень хорошая черта: он просил своего секретаря, если клоун хочет попасть к нему в кабинет по делу, не задерживать ни в коем случае. Вдруг реприза какая-то пришла в голову или новый номер. Ведь с ним всегда делились, он подсказывал, как сделать лучше.
"Y": И все же, каково это – быть клоуном?
Н.Б.: Легко делать то, что ты умеешь. Тяжело быть гитаристом, когда не умеешь играть. А когда обожаешь свое дело и в цирк бежишь раньше, чем надо, то значит, цирк – твоя профессия.