Фестиваль шутов гороховых

Читать в полной версии →
Москву наводнит толпа клоунов, прибывших на свой профессиональный слет "Планета клоунады". Месяц радости, улыбок и заразительного смеха подарят публике "Лицедеи", "Микос", "Бим-Бом" и многие другие

Вот уже третий год подряд последний летний месяц становится самым бесшабашным и веселым для москвичей. С конца июля до конца августа в столице проходит фестиваль "Планета клоунады".

Сегодня в ДК имени Зуева пройдет первый гала-концерт фестиваля под названием "День открытых чемоданов". Из потаенных уголков своих чемоданчиков достанут реквизит известные мэтры и только-только начинающие хохмить клоуны.

Программа фестиваля этого года значительно расширилась, однако в числе неизменных участников остается театр "Лицедеи", который в этом году представит премьеру спектакля про клоунскую семейку со звучной фамилией "Семьянюки". Все, на что только способны, покажут артисты театра пантомимы под управлением Валерия Шевченко, театра эксцентрики и пародии "Кураж", музыкальной шоу-группы "Джаз-Балалайка", а также известной труппы "Маски", театра "Микос" и "Бим-Бом". Выступят с сольными программами такие "эстрадники" как Юрий Гальцев и Геннадий Ветров.

Три года назад идея собрать под одной крышей огромное количество клоунов пришла в голову Александру Докаленко, драматическому актеру, который к тому времени переключился на организацию концертов. "Захотел показать людям "Лицедеев", "Бим-Бом" и "Микос" , – объясняет он возникновение нового фестиваля. – Оказалось, что есть интересные коллективы, которые здесь не выступают, потому что их никто не приглашает, они никому не нужны. Я вспомнил, что у нас есть в Москве "Театр клоунады". О нем мало кто знает. Когда мы только начинали, Ринат Давлетьяров, один из организаторов Московского кинофестиваля, говорил мне: "Саша, это бред. К тебе никто не придет". В итоге был огромный наплыв зрителей и прессы, к которому мы были просто не готовы. Второй фестиваль был уже более упорядоченным. Программа стала больше, география расширилась. Некоторые коллективы сами звонили нам и просили принять участие в фестивале. Мы им говорим, что мы денег не платим, а они все равно едут. Спонсоров опять никаких нет, правительство Москвы не помогает. Но мне хочется, чтобы фестиваль проходил. Он как бы гастрольный. Нет никаких призов, никаких премий. Единственная награда – гонорары некоторым артистам. И если наша программа понравится зрителям, то я постараюсь делать гала-концерты под названием "День открытых чемоданов" весь год. Впрочем, как ни назови, главное, чтобы и зрителям и участникам было интересно".

На фестивале покажут в основном театральную клоунаду. Цирк – это репризы, заставки между номерами, заполнение пауз. А театральная клоунада – это манера передачи мысли. Хотя есть труппа, которой одинаково хорошо удаются выступления и на театральной сцене, и на цирковом манеже. Театр клоунов "Микос" – это четыре артиста: Сергей Давыдов, Михаил Усов, Сергей Иванов и Николай Береза. Застать их в Москве стоит большого труда, в основном наши клоуны кочуют по заграничным турам. Однако этот летний сезон они работают в цирке на Цветном бульваре. В преддверии фестиваля "Планета клоунады" мы решили узнать о том, каково это – быть клоуном. Самым разговорчивым оказался Николай Береза, клоун в образе лысого задиры с торчащим чубчиком и во фраке. С него и спрос.

"Yтро": Как становятся клоунами?

Николай Береза: Я в клоунаде с 15 лет. Сначала была "самоделка". Потом пришел из армии и понял, что больше идти некуда, только в цирк. Театр наш образовался 2 апреля 1991 года, когда уже весь коллектив подобрался. У нас с Паганелем сначала был дуэт, потом другие подтянулись. Я тогда работал в белом парике. Постепенно отбрасывалось лишнее. Вот у меня сейчас только чубчик на лысине. Был красный фрак, зеленые штаны. Однако не панталонами надо смешить, а суметь подать образ за полторы минуты.

"Y": Есть ли в Ваших сценических персонажах какие-то Ваши личные черты?

Н.Б.: Никаких черт нет. Сережка у нас положительный семьянин, а на сцене – дурак дураком. Я сутулюсь, у меня костюма-то даже нет. А по манежу хожу во фраке.

"Y": А репризы в вашем театре кто придумывает?

Н.Б.: Это колхозное творчество. Кто-то приносит идею, потом в работе накидываются гэги. Публика – лучший режиссер. Бывает, над чем-то, что нам кажется драматичным, публика смеется. Трюк ради трюка не проходит.

"Y": Вы дважды завоевывали награды на престижных конкурсах во Франции и Бельгии...

Н.Б.: Мы работали в Бельгии на фестивале клоунов и совершенно не знали, что там будут что-то давать. Думали, просто приедем на представлении поработать. А потом в конце начали раздавать призы. Нам "золото" дали. А рядом стоял Питер Шуб, который безумно смешной и которым мы восхищаемся. Нам стало неудобно. Мы же все разные. Клоунада – это не спорт. Поэтому больше мы на фестивали не ездим.

"Y": Почему так получается, что вы чаще выступаете за границей, чем в России?

Н.Б.: Когда работаешь на Западе, все проще: приезжаешь, у тебя есть контракт. В России мы пытались сами организовать свои выступления. Отыграли 2 спектакля в театре им. Моссовета и остались должны 3 тысячи долларов, потому что аренда, реклама безумно дорогие. Билетами не окупается, их дорогими не сделаешь. Продюсера у нас нет. Мы выступаем, если приглашают. Хотя могут и гонорары недодать. В Саратов, например, съездили просто за свой счет. Зато познакомились с городом на Волге.

"Y": Как Вы думаете, после Никулина у нас есть свой народный клоун?

Н.Б.: Думаю, нет. Карандаша молодежь не знает. Полунин приезжал в прошлом году, но его долго не было в России. В таком понимании как Никулин артиста сейчас нет. Много энергии у Деда было. Его ведь в цирке за глаза называли все Дед. Дедушка цирка. Он действительно проводил много времени в цирке. У него была очень хорошая черта: он просил своего секретаря, если клоун хочет попасть к нему в кабинет по делу, не задерживать ни в коем случае. Вдруг реприза какая-то пришла в голову или новый номер. Ведь с ним всегда делились, он подсказывал, как сделать лучше.

"Y": И все же, каково это – быть клоуном?

Н.Б.: Легко делать то, что ты умеешь. Тяжело быть гитаристом, когда не умеешь играть. А когда обожаешь свое дело и в цирк бежишь раньше, чем надо, то значит, цирк – твоя профессия.

Елена НОГОТКОВА |
Выбор читателей