"Сердечными, внимательными", "отзывчивыми", "переживающими чужую боль как свою" назвали наших врачей 11% опрошенных. "Порядочность", "вежливость", "доброта", "интеллигентность" выделили в первую очередь 10%.
С другой стороны, 10% респондентов охарактеризовали врачей как "безразличных, равнодушных к больным", "безответственных". "Корыстность" ("у него копейки в глазах: ждет, что деньги предложишь", "не врач, а рвач") отметили еще 13%.
"Компетентным в своем деле", "умным" и "добросовестным" назвали современного врача 15% респондентов; 6% сказали, что врачи – "малоквалифицированные", а "дипломы их – купленные за деньги".
16% опрошенных вообще высказались не о качествах врачей, а о качестве жизни врачей. Они отмечали низкий уровень жизни большинства российских медиков и их социальную незащищенность.
Что же касается качества медицинского обслуживания в целом, то им оказались удовлетворены 43% россиян, в то время как 46% оно не устраивает. Список претензий оказался следующим. 31% винит во всем плохих врачей. Причем 16% негодуют на безразличие и грубость людей в белых халатах, 11% – на плохую диагностику и некачественное лечение, а еще 4% – на взяточничество и вымогательство. В ряду претензий к российской медицине оказалось и платное медобслуживание ("за все нужно платить, даже со страховым медицинским полисом") – его отметили 15% опрошенных; 13% называет плохую организацию работы медицинских учреждений ("не попасть к врачу – не хватает талонов"). Плохое лекарственное обеспечение стационаров, трудности с получением льготных рецептов отмечают еще 13%. И, наконец, 4% сетуют на общее обнищание медицины (неукомплектованность поликлиник специалистами; закрытие поселковых медпунктов и т.д.).
Альтернативу традиционной медицине в лице народных целителей, врачей-травников, экстрасенсов и пр. видят только 9% наших сограждан, несмотря на то, что, по данным опроса, к нетрадиционной медицине прибегал так или иначе каждый четвертый (26%, если точнее). При этом сторонники "бабкиных" методов основываются чаще всего (5%) на личном, эмпирическом опыте ("на себе испытал положительное действие", "помогла бабушка"). Еще 3% настаивают на "безвредности" нетрадиционных методов лечения ("пожевал травки – и все прошло, а таблетку выпил – почки отстегнулись"). Оставшаяся часть полагает, что "все болезни – от головы", поэтому "сначала надо лечить душу, а потом – тело", а "психику лечат нетрадиционными методами".
Поборники традиционных методов лечения в качестве основного аргумента приводят наличие у врачей специального медицинского образования (27% опрошенных). Еще 10% сторонников традиционной медицины ссылаются на личный опыт или силу привычки ("мы так воспитаны – привыкли лечиться традиционно"), а 3% – наоборот, на свое незнакомство с нетрадиционной культурой врачевания ("не сталкивался с нетрадиционной медициной", "другую медицину не знаю, сравнить не с чем").
Впрочем, в 10% случаев опрошенные и не стремятся ознакомиться с неизвестным, просто отвергают – и баста. Они считают всех практикующих "бабок" "шарлатанами", а обращение к ним – "грехом".
Надо отметить, что с точки зрения логики сторонники нетрадиционной медицины в целом более последовательны, нежели защитники традиций. Показателем объективных преимуществ нетрадиционных методов лечения перед традиционными эти данные, разумеется, служить не могут, однако дают все основания утверждать, что нетрадиционная медицина – по результатам исцеления тех 5% граждан, которые обращались к ней за помощью – имеет право на существование и развитие.
В этом смысле я считаю уместным небольшое лирическое отступление. Будучи еще ребенком дошкольного возраста, я подцепила лишай. Бабушка моя, долго не думая, отволокла меня в соседнюю деревню к своей дальней родственнице, пользовавшейся на всю округу славой знахарки. Та посмотрела, пальцем поводила, пошептала, приложила к ноге какую-то травку, перебинтовала и сказала снять через два дня. Через два дня сняли – нет лишая. С тех пор и не было больше.
Была у меня проблема и с носоглоткой – тоже в детстве. Что такое гайморит, многие родители, думаю, отлично знают, а еще лучше об этом знают дети, которым в буквальном смысле слова невозможно дышать носом. После года различных процедур и приема лекарств врачи предложили родителям прооперировать меня – проколоть аденоиды, но настойчивая матушка нашла единственного на тот момент в Москве гомеопата. Не помню, сколько прошло времени с момента начала лечения – пара месяцев или больше, однако аденоиды мои остались при мне, а дышать с тех пор если что и мешает, то только смог на улицах.
Однако принимать восторженно любой нетрадиционный метод лечения, на мой взгляд, вариант не из лучших. Миллионы людей прекрасно избавляются от своих недугов посредством ординарной терапии или хирургического вмешательства, и знахарь, каким бы ценным он ни был, едва ли сможет удалить воспаленный аппендикс. Отсюда мораль: наиболее "ударным", эффективным было бы сочетание традиционных и "народных" методов лечения. А в последних чрезвычайно важно сохранять преемственность, учительство.
Понимают это многие, но самое скверное состоит в том, что преемственность знахарства стала конъюнктурной у разного рода шарлатанов. Посмотрите газеты: все "экстрасенсы" как один – в пятом-тридцатом поколениях. И поди разбери, кто из них настоящий целитель, а кто так... деньгу решил заколотить.
Трезвомыслящие люди отлично это понимают, вот и не стремятся расширить свое знакомство с "бабушками", а если и идут лечиться к знахарю, то только по протекции и с осторожностью. Травки ведь тоже травкам рознь. И не такие уж они безвредные, если разобраться. Вроде всем хороша мята, однако, ежели заваривать ее в чай в больших количествах, можно наблюдать весьма неприятные эффекты дисфункции женского цикла. А такие замечательные травки как белладонна, аконит, хвощ и иже с ними нельзя причислить даже к условно безвредным – их выписывают в гомеопатических дозах.
Так что, граждане, доверяйте, конечно, но... проверяйте усерднее. И пусть врачи вас больше не разочаровывают.