Представители других "традиционных конфессий" (к коим, как известно, у нас принято относить еще ислам, иудаизм и буддизм) тоже не против земельных приобретений. Так, иудеи говорят, что земля им нужна для производства кошерных продуктов – мяса, вина. Аграрный интерес проявляют и мусульмане. Однако главный претендент на земельную собственность, разумеется, РПЦ. И дело не только в том, что это крупнейшая в России конфессия, но и в том, что по существу вопрос-то ставится о восстановлении прав собственности, отобранных ранее властью трудящихся. А до революции Русская Православная Церковь владела без малого 3 млн. гектаров земель (мусульмане, например, – только 0,2 млн. гектаров). Куш солидный, за такой стоит побороться.
Еще два года назад Архиерейский собор выступил с обращением к президенту, в котором фактически была сделана заявка на земельную реституцию. В последнее время о желательности возвращения церкви экспроприированных коммунистами земель патриарх Алексий II говорит особенно часто. И все же РПЦ не хотелось бы предстать перед мирянами непосредственным инициатором такого акта – лучше, если власть сама предложит, и по возможности тихо. По словам Старикова, который вместе с Гореглядом удостоился 30 июля аудиенции у Алексия II, последний "благосклонно" отнесся к их инициативе, но пожурил сенаторов за "излишний шум" вокруг сего богоугодного начинания. Стариков, между прочим, толкует о возврате церкви чуть ли не всех отобранных когда-то земель. Тогда РПЦ стала бы самым крупным негосударственным латифундистом. Это – предел мечтаний православных иерархов.
Трудно сказать, насколько сия инициатива созвучна настроениям в кремлевских и околокремлевских верхах. Так, на следующий день после визита сенаторов к патриарху замруководителя аппарата правительства РФ Алексей Волин заявил о "скептическом" отношении Белого дома к их предложению, напомнив, в частности, что государство у нас светское, а посему "церковь не может иметь особых экономических и хозяйственных привилегий". По мнению же председателя Комитета СФ по законодательству Юрия Шарандина, возвращение церкви ранее принадлежавших ей земель, даже не будучи оформленным как реституция, может создать нежелательный прецедент и вызвать волну исков по поводу другого экспроприированного большевиками имущества.
Формально о реституции – то есть возвращении конкретной собственности законному владельцу – в инициативе коллег Шарандина по Совету Федерации речь не идет. Стариков предлагает принять закон о церковной земле, по которому местные власти смогут отводить церкви земли для производства "благодатной (!) экологически чистой продукции", причем церковь получит право на передачу этих земель в субаренду. И, тем не менее, избежать дефиниции "возвращение" не удастся. Собственно, это слово употребляет и сам патриарх, говоря о предоставлении монастырям земель, которые они будут обрабатывать.
Между тем немало земель уже передано церкви в бессрочное безвозмездное пользование. Загвоздка в том, что новое земельное законодательство (Земельный кодекс и закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения) подобную форму отвода земельных участков (как и безвозмездную передачу в собственность) не предусматривает – допускается только либо сдача в аренду, либо продажа в собственность, в общем – не задарма. Получается, что эти правила относятся и к землям под культовыми сооружениями. Церковь же раскошеливаться не хочет. Да и разумно ли заставлять ее платить за землю под храмами, а также за те сельхозугодья, которые используются в некоммерческих целях? Следовательно, какие-то законодательные поправки явно необходимы.
Однако, служа Царю Небесному, церковные иерархи не забывают и о земном идоле – желтом (или зеленом) дьяволе. Вспомним хотя бы алкогольно-табачный православный бизнес. И сейчас главная проблема – именно в землях сельхозназначения: землица нужна церковникам не столько для собственного пропитания, сколько для коммерции. Скажем, как показывает практика, при передаче монастырям больших земельных участков сами монахи в поле не пашут – нанимают поденщиков или сдают эти участки в субаренду. В любом случае, это коммерческое производство продуктов на продажу, а не подсобное хозяйство для собственного стола. Тогда с какой стати государственные льготы? (И как вообще быть со статусом церкви как некоммерческой и неприбыльной организации?) Пункт 5 статьи 10 нового Закона об обороте земель сельхозназначения говорит, что такого рода государственные и муниципальные земли "могут передаваться религиозным организациям – для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни – в аренду". Итак, во-первых, за деньги, а во-вторых, чтобы самим на земле работать, а не собирать оброк в качестве латифундистов. Вот эти две дьявольские несправедливости и предполагается устранить в законе о церковных землях.
Ну, а что касается принципа отделения церкви от государства, который РПЦ, согласно ее официальным документам, идеологически не приемлет, а признает лишь как богопротивную реальность, то этот момент легко можно обойти, если правильно обосновать претензии на получение конкурентных преимуществ. По мнению церковных иерархов, "отделившиеся" власти просто-таки обязаны создать условия для экономической независимости церкви от светского государства и потому отдать ей землю бесплатно, и лучше всего – в собственность. Вот тогда православные менеджеры развернутся на земельном рынке; можно ведь будет не только сдавать землицу в аренду, но и продавать, закладывать и т.д. Новое земельное законодательство обещает резкую активизацию операций на этом рынке и фактический земельный передел. Если не подсуетиться и не заявить свои эксклюзивные права сейчас, есть опасность не успеть уже никогда. Так что для РПЦ законодательная инициатива сенаторов более чем своевременна и желанна.
Кстати, по мнению Валерия Горегляда, РПЦ едва ли проявит себя "самым эффективным собственником на земле", однако государство должно материально поддержать традиционные религии в условиях, когда в Россию рвутся чуждые нам, но более богатые конфессии. Иными словами: дадим достойный отпор зарвавшемуся римскому папе! Пресечение тлетворного прозелитизма, давно ставшее идефикс православных иерархов, выдвигается таким образом на уровень государственной задачи.
Между тем, если угроза прозелитизма на Святой Руси столь реальна, то это свидетельствует только об одном – а именно, что деятели РПЦ неконкурентоспособны не только в коммерции, но и на ниве духовного окормления своей паствы. В этой связи такое предложение: раз уж появился зуд раздавать бесплатно государственные земли, то подарить 3 млн. га не РПЦ, а непосредственно православным мирянам. Тогда на каждую православную семью придется приблизительно по 10 соток. То-то в народе укрепится вера как в православие, так и в мудрость демократическую власть предержащих!