Неблагоприятное положение завода многие аналитики связывают с конфликтом между мажоритарными акционерами МНПЗ – ОАО "Сибнефть" Романа Абрамовича, владеющим 37%-ным пакетом акций завода, и контролирующей МНПЗ ОАО "Центральная топливная компания" (51% акций). Последняя, в свою очередь, принадлежит компании Sibir Energy (под руководством Шалвы Чигиринского) и распоряжается 50% акций "Московской нефтяной компании" (МНК).
В общих чертах суть конфликта заключается в следующем: "Сибнефть" отстаивает свое право поставлять нефть на МНПЗ. Еще в конце мая в Sibir Energy вспомнили, что "ЛУКойл", зимой передавший принадлежавшие ему акции МНПЗ компании Абрамовича, не успел переработать на заводе 2,8 млн. тонн нефти. Под этим предлогом "Сибнефть" была изрядно ограничена в объемах поставок "черного золота" на нефтеперерабатывающий завод. Корпоративные разборки привели к изрядной путанице в контрактах с поставщиками, что обернулось недостачей сырья на МНПЗ.
Мы попросили представителя "Сибнефти" прокомментировать сложившуюся вокруг МНПЗ ситуацию со своей точки зрения. На вопросы "Yтра" отвечает пресс-секретарь компании Алексей Фирсов.
"Yтро": Алексей, расскажите, что именно произошло на Московском НПЗ?
Алексей Фирсов: Насколько я понимаю, сегодня завод планирует остановить переработку нефти. Связано это с тем, что заводу не хватает сырья, потому что управляющая компания МНК – ЦТК не смогла наладить нормальное взаимодействие с поставщиками нефти.
"Y": С кем именно?
А.Ф.: В частности, с нами. Мы предлагали им на август поставить 600 тыс. тонн нефти, а они взяли только 20 тыс. тонн. ЦТК хотело поработать с другим контрагентом, но у них не вышло, и в итоге завод оказался без сырья.
"Y": А почему они взяли у вас только 20 тысяч? Как-то это мотивировалось?
А.Ф.: Они собирались взять у "ЛУКойла", насколько я знаю, но "ЛУКойл" по ряду причин в настоящее время не может поставлять им нефть. Результат – нет сырья на заводе, что является проблемой неэффективного менеджмента управляющей компании (ЦТК). Конечно, нас как акционеров это сильно беспокоит.
"Y": Появились сообщения, что ЦТК запретила поставки вашей компании, пока "ЛУКойл" не поставит заранее объявленные объемы. Насколько сие соответствует действительности?
А.Ф.: Да, там есть ссылка на какие-то ранее подписанные договора. Мы не будем давать комментарии по этому поводу. Пусть они берут у "ЛУКойла", если хотят, если есть какие-то договора; главное – чтобы предприятие работало. Для нас не составляет проблемы решить вопрос с реализацией нашей нефти. Мы можем обеспечить поставки МНПЗ, а если они отказываются – значит, мы будем искать других контрагентов.
"Y": Вы как акционеры пытались как-то повлиять на решение по ограничению ваших поставок, тем более что оно привело к таким последствиям – у завода не хватает сырья?
А.Ф.: Мы, конечно, обеспокоены, но у нас не контрольный пакет акций завода, чтобы мы могли что-то предпринимать. Контрольный пакет у Центральной топливной компании, она и несет ответственность за кризис. Кстати, сейчас нас вообще ограничивают во влиянии на происходящее. Примером тому может послужить собрание акционеров, прошедшее на прошлой неделе. Мы настаиваем на его нелегитимности, поскольку ранее суд наложил запрет на голосование акций ЦТК. (Как известно, представителей "Сибнефти" допустили на это собрание лишь частично, а "ход конем", который должен был лишить ЦТК права на голосование, не удался. Вице-президент МНК Евгений Савостьянов заявил позже, что акции ЦТК голосовали правомерно. В противовес решению, отвечавшему интересам компании Абрамовича, было принято и другое, отменявшее все предыдущие – ред.).
"Y": "Газета" пишет, что московское правительство хотело бы вытеснить вас из МНПЗ. Почему?
А.Ф.: Вытеснить нас с завода невозможно. Можно спросить у московского правительства, каковы его намерения. А мы попросту хотим нормально работать на рынке. Почему образовался этот кризис на заводе, мне непонятно. Мы говорим руководству МНПЗ: мы можем дать вам нефть, сколько хотите. Хотите – 600 тысяч. Берете 20 – ну, поставим 20. В конце концов, лишь бы завод работал хорошо. Но завод хорошо не работает.
"Y": Скажите, угроза остановки МНПЗ может изменить ситуацию с ограничением ваших поставок?
А.Ф.: Может. У них там есть дурная такая традиция – они заключают контракты по поставкам на месяц. Это очень короткий срок для завода. Для завода надо, чтобы поставки были на полгода, на несколько лет. Долгосрочные поставки, чтобы гарантировать определенные объемы. Но, в общем, поскольку они каждый месяц заключают новые контракты, ситуацию изменить можно – скажем, в следующем месяце. С другой стороны, нельзя же сразу получить весь объем нефти, требуется же какая-то подготовка. Впрочем, если завод обратится к нам, мы сделаем все возможное: мобилизуемся, чтобы производство вышло из кризиса. Мы достаточно заплатили за этот пакет, чтобы рисковать.
"Y": То есть у вас есть ресурсы, которые позволят срочно найти допзапасы?
А.Ф.: Да, у нас есть нефть, рост добычи сейчас очень сильный.
"Y": А связаны ли как-то заседание совета директоров завода в пятницу и решение о приостановке работы МНПЗ?
А.Ф.: Естественно, как-то они связаны. Но я не слышал ранее, чтобы этот вопрос дискутировался.
"Y": Обсуждалась ли ранее возможная остановка работы МНПЗ?
А.Ф.: Я не могу этого сказать. Вообще, нас зачастую не ставят в известность о подобных вещах. Например, о том, что некий суд запретил компании "Нафта-Петрол" поставлять нефть на московский НПЗ, мы узнали от г-на Савостьянова, который является топ-менеджером МНК. Он вышел в пятницу после собрания акционеров и сказал журналистам, что есть некий иск, который запрещает поставки этой компании. И, соответственно, решение суда. Вот тогда мы об этом и узнали. Интересно, конечно.
"Y": А почему сложилась такая ситуация? По идее, эта-то информация должна быть вам известна как акционерам.
А.Ф.: Такой уровень менеджмента.
"Y": Скажите, что "Сибнефть" собирается предпринять в ближайшее время в связи с ситуацией на заводе?
А.Ф.: Все в рамках корпоративных процедур. Все в рамках рабочих вариантов решения вопросов. Мы предложим нефть свою, наверное. Я не готов сейчас отвечать, для нас это стало большой неожиданностью. Для нас эта ситуация проблемная, конечно. Что мы будем делать дальше, я даже затрудняюсь сказать. Но в принципе, будем искать пути решения, что-то предлагать.
"Y": А есть ли другие НПЗ поблизости от Москвы, которые могли бы взять на себя те потери, которые понесет московский рынок из-за остановки МНПЗ?
А.Ф.: Есть – Ярославский, Рязанский завод. Но они не могут взять на себя этот груз сразу. Существует же планирование производства. Московский завод, как-никак, обеспечивает 30% рынка. Резко увеличить объемы поставок сложно. АЗС, которые берут нефтепродукты на московском заводе, должны заключать новые договоры с другими заводами. Тем заводам надо предусмотреть новые объемы поставок в столицу. Неизвестно, когда ситуация с МНПЗ разрешится, – может, завтра, а может, через месяц. Конечно, для рынка эта ситуация нехороша.
"Y": Какие будут последствия, с Вашей точки зрения?
А.Ф.: Я думаю, что определенный дефицит топлива.
"Y": Цены могут подскочить?
А.Ф.: Могут. Но мы не хотим сейчас это комментировать, пусть об этом говорят трейдеры.
* * *
Впрочем, взгляды "Сибнефти" на возможные последствия остановки завода разделяют не все специалисты. Как заявил аналитик ИБГ "НИКойл" Геннадий Красовский, "остановка завода на 2-3 дня никак не сможет повлиять на изменение цен на нефтепродукты в Москве". В случае же, если завод остановит работу на 2-3 недели, конкуренты МНПЗ – Ярославский и Рязанский заводы – смогут воспользоваться создавшейся рыночной конъюнктурой и увеличить поставки нефтепродуктов на московский рынок. Г.Красовский, впрочем, отметил, что Московский НПЗ имеет существенное преимущество перед конкурентами за счет низких затрат на транспортировку конечного продукта.
Таким образом, существуют вполне объективные причины, по которым болезненный для москвичей в последнее время вопрос цен на бензин может еще более обостриться, невзирая на то, что стоимость автомобильного топлива, как кажется, уже сейчас достигла критического уровня. Лишение рынка 30% поступающих нефтепродуктов восполнить за счет оперативных маркетинговых решений со стороны совладельцев МНПЗ или конкурентов московского завода, в общем-то, можно. Но на их воплощение требуется определенное количество времени и дополнительных затрат, что скажется на стоимости продукта. Кроме того, АЗС могут воспользоваться конъюнктурой и на "смутное" время увеличить цены на бензин, даже если его производители смогут обойти проблемную ситуацию.