Опасения по поводу возможности объявления Бразилией дефолта по своим внешним долгам, достигшим по состоянию на июль с.г. $290 млрд. ($1800 на душу населения), связаны не только с объективными экономическими проблемами страны в обслуживании этих долгов, но и с политическим фактором. 6 октября должны состояться очередные президентские выборы, а, согласно всем социологическим опросам, предвыборную гонку уверенно возглавляет Луиш Инасью Лула да Силва – лидер леворадикальной Рабочей партии. По мнению многих, в случае его победы дефолт, равно как замораживание приватизации и других экономических реформ будут неизбежны. Правда, сейчас да Силва избегает выступать с подобного рода "обещаниями", которые он усиленно расточал в ходе прошлой избирательной кампании четыре года назад. Однако, как говорится, красного кобеля не отмоешь добела, и поджилки у инвесторов трясутся. К тому же, следующий в социологических опросах вторым Сиру Гомес, кандидат левоцентристской коалиции, по своим взглядам не сильно отличается от да Силва. Проправительственный же кандидат Жозе Серра никак не может подняться в рейтингах с третьей строчки.
В начале года казалось, что бразильский рынок устоял под ударной волной аргентинского взрыва. Однако угроза прихода к власти популистского правительства все последние месяцы подтачивала финансовое положение страны. Кредитный рейтинг Бразилии снижался, а инвесторы все более активно сбрасывали бразильские ценные бумаги. Бразильский Центральный банк стал испытывать трудности с размещением краткосрочных облигаций с целью рефинансирования внешней задолженности. Спрэд между бразильскими облигациями и казначейскими облигациями США достиг в июле 24%. Курс же бразильского реала упал к началу августа на 30%. И все это – несмотря на весьма солидную кредитную поддержку со стороны МВФ.
Становилось ясно, что спасти страну может лишь новая программа сотрудничества с Фондом, предусматривающая значительное увеличение финансовой помощи. Между тем по поводу возможности заключения соответствующего соглашения существовали серьезные сомнения, особенно ввиду достаточно скептических, а то и просто резких заявлений представителей американской администрации. Так, еще недавно министр финансов США Пол О'Нил уверял, что Соединенные Штаты не намерены поддерживать предоставление Бразилии новых кредитов, поскольку это означало бы "вложение денег американских налогоплательщиков в бразильскую политическую нестабильность". Затем, правда, американский министр сказал, что помощь все же может быть предоставлена, но только в том случае, если бразильское правительство даст гарантии, что эти средства не будут разворованы.
И все же большинство экспертов сходились на том, что денег Бразилии в конце концов дадут. Слишком многое поставлено на карту. Дело не только и не столько в том, что финансовый крах Бразилии вызвал бы крупномасштабный кризис всего региона, а также потрясение мировой финансовой системы, а в том, что в бразильскую экономику уже вложены огромные средства именно американскими банками и корпорациями. Спасая эту страну от краха, американцы защищают в первую очередь себя. Размер возможной финансовой помощи Бразилии оценивался экспертами в $10-20 млрд. Само бразильское правительство больше чем на $20 млрд. и не рассчитывало.
В этой обстановке объявление в начале августа о выделении МВФ кредита Бразилии в размере $30 млрд. (самый большой кредит за всю историю Фонда) явилось довольно неожиданным, вызвав всплеск энтузиазма у инвесторов. Курс реала подскочил сразу на 4%. Начали расти котировки бразильских ценных бумаг – не только облигаций, но также корпоративных акций (кстати, после объявления о кредите немедленно возрос и курс акций американских банков). По условиям кредитного соглашения, $6 млрд. Бразилия должна получить в текущем году и $24 млрд. – в следующем. Таким образом, кто бы ни победил на президентских выборах в октябре, он – чтобы получить обещанные денежки – вынужден будет выполнять согласованную с МФВ экономическую программу.
19 августа, после встречи с нынешним президентом страны Фернанду Энрике Кардозу, все трое основных претендентов на президентский пост – Луиш да Силва, Сиру Гомес и Жозе Серра – заявили о своей поддержке соглашения с МВФ и пообещали выполнять долговые обязательства Бразилии, что еще более успокоило инвесторов. (Правда, да Силва все-таки оговорился, что в экономический курс правительства следует внести некоторые "изменения".) На настроение инвесторов положительно повлияло и сообщение о включении в команду Гомеса экономиста-рыночника – разработку своей экономической программы левый кандидат поручил профессору Шейнкману из Принстонского университета. Все это повлекло дальнейшее укрепление бразильской валюты и рост котировок бразильских ценных бумаг. 29 августа Центробанк Бразилии успешно провел аукцион по размещению облигаций на $700 млн. При этом спрэд между бразильскими облигациями и казначейскими облигациями США сократился к концу августа до 16,85%.
Аргументируя выделение Бразилии огромного кредита, в Вашингтоне говорят теперь о значительных успехах правительства этой страны в проведении экономических реформ; однако сии речи звучат не очень убедительно. Как ехидничает "Нью-Йорк таймс", "если послушать администрацию Буша, то выходит, что главная причина, по которой Бразилия должна получить $30 млрд., а Аргентина – ничего, заключается в том, что Бразилия – хорошая, а Аргентина – плохая". Три года назад все было с точностью до наоборот: гладили по головке и одаривали крупными кредитами Аргентину. А затем грянул аргентинский дефолт.
Между тем ситуация в обеих странах развивалась с начала 90-х годов по схожему сценарию: депрессия и бешеная инфляция (3000% в год) в начале прошлого десятилетия; жесткие монетаристские меры (под руководством Доминго Кавалло в Аргентине и Фернанду Энрике Кардозу в Бразилии), победа над инфляцией, стабилизация национальной валюты и выход из экономического кризиса; постепенное накапливание новых проблем вследствие отставания политических и структурных экономических реформ и фактического перевода инфляции в государственный долг; затягивание долговой петли и финансово-экономический кризис. Еще в бытность свою министром финансов Кардозу выдвинул антиинфляционный план подъема национальной экономики (в частности, ввел "новый реал", привязав его курс к корзине основных мировых валют). Именно благодаря успешному осуществлению указанного плана он в 1994 году стал президентом, а в 1998 году был переизбран на второй срок. Однако ему не хватило политической поддержки (как и в Аргентине, значительным влиянием в Бразилии пользуются "региональные бароны", притом что в парламенте нет явного большинства), чтобы завершить многие важные реформы, в том числе приватизацию (на балансе государства до сих пор находятся убыточные предприятия). Это и обусловило нынешний финансовый кризис.
В текущем году кризис лишь разгорелся с новой силой, однако само воспламенение произошло уже давно. Можно даже назвать точную дату – 6 января 1999 года, то есть почти сразу после избрания Кардозу на второй срок. В тот день бывший президент Итамар Франку, только что ставший губернатором одного из крупнейших бразильских штатов – Минас-Жерайс, ввел мораторий на погашение своим штатом задолженности федеральному правительству на общую сумму в $15 млрд. Неделю спустя сменилось руководство Центрального банка, новый глава которого немедленно отказался от удержания национальной денежной единицы в прежних границах "валютного коридора", в результате чего курс реала всего за два дня упал на 40%. С тех самых пор бразильское правительство и пытается остудить финансовую горячку, а МВФ преподносит сейчас очередное жаропонижающее вспомоществование.
С упорством, достойным лучшего применения, МВФ раз за разом – то в Юго-Восточной Азии, то в России, то в Латинской Америке – сначала мастерит острые грабли, а затем начинает на них прыгать. Экономическая политика, адептом которой выступает Фонд, в теоретическом плане почти безукоризненна. Но почему-то при ее практическом осуществлении монетаристские меры почти всегда отрываются от структурных, оборачиваясь в итоге комой либо лихорадкой экономического организма. В этих условиях требуются все более крупные порции новых льготных кредитов. Уже исключительно в лошадиных дозах они способны оказать целебный, а не наркотический эффект, да и то лишь при хирургическом отсечении больных членов (сиречь неэффективных и уже не поддающихся лечению производств) плюс, возможно, переливании финансовой крови (реструктуризации задолженности, что представляет собой по сути тот же дефолт). Примерно такой лечебный курс, за исключением последней процедуры, сейчас и предписывается бразильской экономике. Врачеватели очень заинтересованы в выздоровлении "пациента" и, похоже, готовы не скупиться на кредитные препараты. Вот только – поможет ли?