Вечером 28 декабря на телеканале РТР состоится финальный гала-концерт группы "Другие правила", пятеро участников которой были выбраны из тысяч претендентов тремя представителями шоу-бизнеса: легендарным радиоведущим Севой Новгородцевым, телезвездой Феклой Толстой и продюсером Алексеем Макаревичем. С популярной ведущей программы "Всё сразу" на НТВ, очаровательной правнучкой великого писателя, ставшей лицом проекта "Стань звездой", беседует наш обозреватель.
"Yтро": Как Вам удается совмещать телевидение и газетную журналистику?
Когда я была еще студенткой театрального, меня взяли в программу "Времечко", на которую я ходила несколько раз в неделю по вечерам. Еще раньше, до прихода на ТВ, делала на "Маяке" радиоприложения журнала "Фас", в котором сотрудничала как журналист, и очень любила эту работу.
Я всегда хотела научиться писать. У меня супруг журналист, дед долго работал в "Правде", отец, мама, сестра – филологи. Как, собственно, и я сама по первому образованию. Но до прихода в "Газету" было так: сначала я думаю над статьей, потом сутки перевариваю и меня колбасит, а потом сижу за компьютером и мучаюсь. И я пошла в "Газету", чтоб научиться, но не ожидала, что это станет таким приятным местом работы...
"Y": Тяжело совмещать это с работой на НТВ?
"Y": Вообще, да, это чувствуется. Не все ведущие могут так легко шутить со зрителем. Вы придумываете эти маленькие гэги заранее?
Ф.Т.: Да? Я не знала, что это наш конек... То, что в студии мы с Петей делаем, – это в последнее время так повелось. Над нами подтрунивают – дескать, мы союз писателей, Фадеев и Толстая. Хотя он не имеет отношения к писателю с известной фамилией. Мы как-то вышли в эфир, представившись: Петя Тургенев и Фекла Кафка. Было весело...
"Y": Но Вы одновременно стали ведущей на конкурирующем канале. Это ведь беспрецедентный случай.
Ф.Т.: Это было решением моего продюсера Сергея Леонидовича Шумакова, которому я очень благодарна. Да, уникальное решение для ТВ. Но это все-таки разовый проект. Шумаков мне сказал, что отпускает под мою ответственность; если я провалюсь – будет провал ведущей "Всё сразу", если смогу набрать очки – это будет хорошо для нашей программы.
Что касается сотрудничества с РТР, это был отдельный проект, причем летом, когда на НТВ был перерыв. Мне пришлось оставить газету, два месяца мы ездили по России, я раз 12 была в командировках. Впервые оказалась на площадке, где работают одновременно 6 камер. Это был потрясающий опыт.
"Y": А как вообще получилось, что Вы – именно Вы, а не ведущие второго канала – попали в "Стань звездой"?
"Y": Вы там очень органично смотритесь.
Ф.Т.: Знаете, я бы никогда не придумала сама себе столь подходящего занятия, как это шоу. Не в смысле, что я так годна для этой роли, а столь для меня близкого по интересам.
"Y": Вы же не зря закончили режиссерский факультет ГИТИСа... А зачем Вы вообще пошли туда учиться?
Ф.Т.: Это сложная история. Я закончила филфак, и радости это не прибавило. Тянешь, тянешь, наконец цель достигнута, а толку – никакого. У меня было много друзей из артистической среды. Тем более что я в детстве снималась в кино, а мой папа был необыкновенно киногеничен; у него была огромная борода, и его режиссеры периодически за нее ловили, чуть не в метро. Помню, в "Борисе Годунове" он снимался. Папа был очень артистичен. Я, наверное, в него; помню, он очень обрадовался, когда нас одновременно пригласили сниматься в кино, и начал даже со мной немного соперничать...
После филфака я преподавала польский язык в РГГУ, было довольно скучно. А потом любимая подруга – актриса – сказала: иди-ка ты, Фекла, в ГИТИС. На актерский факультет меня не взяли из-за возраста.
Как раз когда мы снимали "Стань звездой", очень было видно, что можно брать только совсем молодых, еще не сформировавшихся людей. Вовсе не потому, что кто-то старо или плохо выглядит. Просто актерство – это своя специфика. Я поступила на режиссуру в мастерскую Марка Захарова и поняла: вот то, что меня интересует.
"Y": Почему Вы не в театре? Или телевидение сродни ему?
Ф.Т.: Это несколько разные сферы, конечно. Я не знаю, чего не хватило. Таланта, наверное.
"Y": Жалеете, что не стали режиссером?
Ф.Т.: Наверное, нет; а с другой стороны, есть ощущение, что ты не добился чего-то, не стал тем, кем мог бы стать.
Я не жалею, но то, что я проиграла на этом поприще, – несомненно. У меня осталась неловкость перед Марком Захаровым: вот он набрал пятерых студентов, возился с ними столько лет, ну, один-два ставят на театре, а остальные, что – подвели его? Мне учеба очень много дала, Марк Анатольевич показал мне какие-то приемы, которые очень помогают сейчас, но чувство, что мы подвели Мастера, остается.
Я не знаю, как лучше жить – корить себя и мучиться или спокойно относиться к происходящему. Глупо было бы считать себя каким-то аутсайдером. Я работаю в "Газете", а не мою там полы... Я работаю на ТВ ведущей... А когда-то работала ночной официанткой в ресторане, одновременно преподавая студентам польский язык...
Я благодарна Малкину, который меня вытянул на экран, а год назад меня пригласили на НТВ.
"Y": Кстати, а что случилось с предыдущей соведущей Петра Фадеева? Вас не волновало, что возникнут сравнения?
Ф.Т.: Это первое, что пришло в голову. Сравнения неизбежны, но что было делать? Анастасия Соловьева ушла на ТВ6. Я могла или согласиться, или нет. Я, как видите, согласилась.
"Y": Когда команда НТВ во главе с Киселевым ушла на ТВ6, многие называли Парфенова предателем. Вас это не трогало?
Ф.Т.: Я очень эмоционально переживала историю с НТВ, для меня это была необыкновенная человеческая драма. Я очень хорошо отношусь к киселевской команде, но на НТВ пришла уже после всего – после отключения эфира, после митингов, после судов.
У меня лично очень хорошие отношения со всеми.
"Y": Что Вам интересно на телевидении? Что не нравится?
Ф.Т.: Как телевизионному сотруднику? Часто какая-то журналистская тяп-ляпистость, что ли... Очевидно, что самые тщательные журналисты работают в еженедельниках. В ежедневных газетах авторы стараются врубаться, хоть и не во всех. Следующая степень – радио, и абсолютно по верхам – телевидение.
Я не говорю, что только труд сделал Парфенова звездой – он очень талантлив, но он врубается в свое дело до мелочей. Мне не очень нравится ругать телевидение, это неправильно. Но вещь, которая меня огорчает, – необыкновенная тупость некоторых телеперсон.
"Y": Как Вы относитесь к мнению, что ведущий – это диагноз?
Ф.Т.: В смысле, что они все больны? Я думаю, что да, это верно. Я могу сравнить эфирную работу с реализацией моих актерских амбиций. Я вот с большим интересом читаю на форуме нашей программы в Интернете: Фекла, ты потрясающая, ты – супер и все такое... И не понимаю, как к этому относиться. Я ничего не сделала для того, чтоб зрители так думали, и меня это очень огорчает. Вот эта дутость телеперсонажей обидна из-за какой-то незаслуженности, что ли...
"Y": Какое ТВ Вам нравится?
Ф.Т.: Я только недавно поняла, какое телевидение люблю: информационно-просветительское или, скажем так, эмоциональное. Последнее часто возникает в каких-то играх... Но я совершенно не приемлю всей этой "комиссаровщины".
"Y": У Вас нет мечты стать русской Опрой Уинфри?
Ф.Т.: Нет; может быть, и хотелось придумать что-то подобное, но это очень трудная профессия; невозможно просто взять, придумать программу и 5 лет ее пробивать... Мне бы очень хотелось найти уникальный язык и стиль, как та же Опра; я отдаю отчет, что еще не нашла его. Я довольна тем, что сейчас получается, но не считаю это верхом мастерства. На телевидении сначала ты должен сделать что-то, а потом думать о качестве – это жесткая технология. Если б мы могли делать программу "Всё сразу" раз в месяц, наверное, она бы лучше получалась.
"Y": Складывается впечатление, что Вы сторонитесь телетусовки.
Ф.Т.: В отличие от Пети Фадеева – да, именно так. С одной стороны, это трудно, потому что я никого не знаю, но у меня есть позиция по отношению к известным людям – я стараюсь их не трогать, стараюсь проявлять к ним уважение тем, что оставляю их в покое. Но это имеет и другую сторону: я вот обычно прячусь, а меня, скажем, Николай Николаевич Дроздов ловит и говорит – ну, Фекла, привет, как твои дела?
Есть такое ощущение, что телефигуры никогда никого не помнят, а они нормальные люди...
"Y": Вы берете интервью у VIP-персон шоу-бизнеса. Как Вы выбираете персонажей?
Ф.Т.: А мы с Фадеевым это обсуждаем: собираемся в раз в неделю и решаем. В этом мы совершенно самостоятельны. Это потрясло меня на НТВ: нам никто не указывает. Я могу посоветоваться, но продюсер никогда не говорит нам, что делать. Уже потом он высказывает свое мнение, получился репортаж или нет.
"Y": Ваш день расписан по часам. Чувствуете ли Вы себя счастливой?
Ф.Т.: Ну, я люблю такой распорядок. Наверное, да...
"Y": Работа – это Ваш наркотик?
Ф.Т.: В каком-то смысле – да. Отдыхать мне не очень интересно.
"Y": Вы не увлекаетесь активными видами отдыха?
Ф.Т.: Нет. Но я записалась на фитнесс. Еще езжу на рыбалку с мужем. И очень люблю бывать со своей семьей.
"Y": А фамилия Вам помогала или мешала?
Ф.Т.: Где-то помогает, где-то мешает, как всегда говорил мой отец. Я вполне могу предположить, что за моей спиной говорят – ну вот, думал ли Лев Николаевич, что его правнучка будет рассказывать о шоу-бизнесе в ящике, с жутким "ирокезом" на голове, с сумасшедшими глазами...
"Y": В кино ходите?
Ф.Т.: Да, последнее время, поскольку мы в программе много говорим о нем. Мне понравились "8 женщин" Озона, "Интимные сцены" Катрин Брейя... Я все же люблю европейское кино. На "Звездных войнах" плевалась, ничего не поняла, это такое "мальчуковое" кино... "Арарат" Эгояна – клевая штука...
"Y": А поп-музыку, о которой снимете программу, сами слушаете?
Ф.Т.: Я иногда люблю ужасную дребедень залудить и наслаждаться – какой это ужас. А кого люблю? Обожаю Сезарию Эвору... Мне подруга привезла из Франции ее кассету 10 лет назад. Эвора мне страшно понравилась в жизни. Я рада, что она здесь стала популярна и я брала у нее интервью.
"Y": Вам нравится Ваш образ на экране?
Ф.Т.: Я с трудом смотрю на себя. В основном на ошибки... Я вижу, что с течением времени образ приближается ко мне самой, и это мне нравится.
Беседовал Игорь Камиров.