|
Прозвучавшее в ряде СМИ предположение о том, что Путин якобы мог накануне посоветоваться со своими силовыми министрами, не кажется таким уж правдоподобным. Если уж Путину в будни не всегда удается дозвониться до своего генпрокурора, то звонить силовым министрам в День защитника Отечества с его стороны было бы совсем наивно. Так же наивно, как заподозрить в наивности Путина. О спонтанности президентского решения свидетельствуют многие детали. Так, большинство министров узнали о своей отставке, только явившись на совместное заседание Госсовета и Совета национальной безопасности России. Причем многие из них эту новость сообщили аккредитованные на мероприятии журналисты. Кремлевская пресс-служба вообще не успела подготовить обновленные (с учетом кадровых перестановок) списки участников заседания.
По существу, роспуск правительства и назначение нового за считаные дни до выборов - полная бессмыслица. По закону сразу после инаугурации нового президента, намеченной на май, правительство вновь должно быть отправлено в отставку, а затем еще раз назначено. То есть чехарда с отставками и назначениями имеет все основания продлиться до начала лета.
В то же время из телевизионного выступления Путина вовсе не следовало, что правительство заслужило разгон. Деятельность кабинета министров Путин признал удовлетворительной, а мотивы, побудившие его принять столь важное решение, либо не предназначены для слуха широкой общественности, либо не были поняты даже кремлевскими спичрайтерами. Президент лишь нагнал туману. Имя нового премьера мы узнаем совсем скоро. Пока с большой долей вероятности можно предположить, что премьерское кресло не достанется нынешнему и.о. председателя Виктору Христенко. Это вполне в духе обычной кремлевской практики, унаследованной Путиным от своего предшественника Бориса Ельцина - выставить на всеобщее обозрение фигуру, не рассматривающуюся в качестве основного кандидата на вакантный государственный пост.
Можно предположить, что новый премьер не будет тем преемником, которого Путин пообещал стране к 2008 году. Аналитики, политологи, экономисты активно обсуждают кандидатуру нового главы правительства. Сравнивают шансы вице-премьеров Алешина и Кудрина, силовика Иванова, представителей реального сектора Богданчикова и Миллера. Однако угадать, на ком остановит свой выбор президент, не просто - похоже, решение еще не принято. Иначе вряд ли Путин стал бы скрывать его имя. Он лишь пообещал стране, что пойдет на выборы с новой командой и теперь взял паузу для того, чтобы определиться с командой. Таким образом, во всей этой неожиданной кадровой неразберихе ключевым пунктом является отставка Касьянова. Собственно, на фоне многословия обещаний и прогнозов, увольнение Касьянова - пока единственный действительно свершившийся факт. Остальное - сплошной пиар.
Конечно, Касьянова нельзя было безоговорочно считать членом команды Путина. Однако Касьянов как премьер долгое время устраивал президента, а также крупный бизнес, с которым у бывшего главы правительства сложились весьма конструктивные отношения. Нельзя сказать, что Касьянов был незаменим в ранге премьер-министра. Но в то же время заменить его будет очень трудно. Не случайно президент тянет с определением кандидатуры его сменщика. Достойной кандидатуры в колоде безоговорочно своих просто нет.
Возможно также, что замешательство с назначением председателя правительства связано и с тем, что различные финансовые и властные группировки активно развернули борьбу за кабинет министров. Касьянов, сохранивший свой пост даже после того, как открыто выступил в защиту "ЮКОСа", вполне мог стать жертвой чьих-то лоббистских усилий, связанных с переделом собственности. Так, по одной из версий, премьер мог пострадать из-за столкновения интересов ряда ФПГ в их борьбе за контроль над аэропортом Шереметьево. Якобы принадлежащие к "питерской" группировке и близкие к Путину Межпромбанк и НРБ, проиграв конкурентам из "Альфа-групп" борьбу за аэропорт, активно лоббировали отставку Касьянова. Возможно, это тоже ложный след и отставка Касьянова стала следствием "работы на поражение" других групп и интересов.
Основная борьба между претендентами за премьерство-2004 развернулась еще год назад. Имена всех соискателей давно известны. Но Путин пока так и не сделал окончательного выбора. Внешне симпатизируя всем, Путин, похоже, в действительности не доверяет никому. Так, он не раз вступался за министра обороны Сергея Иванова, при котором состояние армии видимо не улучшилось. Министр финансов Андрей Кудрин и глава Минэкономразвития Герман Греф также не раз получали одобрение президента в трудные минуты. Вице-премьер Алешин также испытывал поддержку первого лица даже при том, что персонально отвечал за реализацию проваленной административной реформы.
Министры касьяновского кабинета с энтузиазмом встретили решение о своем увольнении. Трудно сказать, чем вызвана их радость, но вот для Михаила Касьянова это, возможно, станет началом качественно нового этапа развития карьеры. Следующий за ним премьер-министр, по-видимому, станет "техническим", лишенным реального политического влияния (в эти рамки Касьянов никак не вписывался). А вот Касьянов вне госслужбы автоматически превращается в самостоятельную политическую величину. Его фигура сегодня, пожалуй, единственная, вокруг которой могут объединиться и крупный бизнес, и либеральная общественность. В этом смысле от своей отставки Касьянов приобретает больше, чем будущий премьер, который, очевидно, станет номинальной фигурой. Правительство при этом превратится в технический орган, подконтрольный Администрации президента. И уж точно, новый глава правительства выпадает из гонки за право быть преемником Путина в 2008 году. Президенту привычнее удерживать на коротком поводке несколько фигур, которые уравновешивали бы друг друга и не выдвигали слишком амбициозных требований.