|
Широко бытует мнение, что семья Распутиных якобы получила свою фамилию за аморальность поведения. Однако, скорее всего, это не так или не совсем так. Фамилия Распутин была довольно распространенной в Тобольском уезде, откуда происходил старец, а появилась она у предков Григория уже в XVIII веке. Источники XVII-XVIII вв. в "Российском Архиве Древних Актов" указывают, что семьи с фамилией Распутины жили на Урале и в Сибири. Исследователь А.В. Чернышев начитал целых 33 семьи Распутиных.
В селе Покровском, где родился Григорий, Распутины появляются уже в конце XVIII в., а предки здешних Распутиных по фамилии Федоровы переселились в Сибирь с реки Вычегды (современная Республика Коми) еще в середине XVII века. Другими словами, один из предков Гришки имел прозвище Распута, что действительно означало "непутевый", но было это за 100 лет до рождения нашего героя. В общем, либо имела место очень сильная наследственность, либо фамилия просто удачно совпала с разнузданным имиджем царского любимца.
В этой связи интересны неизвестные широкой публике воспоминания крестьянина Филиппа Паршукова, уроженца соседней с Покровским деревни Усалки. Паршуков часто встречался по деловым нуждам с отцом Распутина Ефимом и самим Григорием. К тому же семьи состояли в родстве, так как дед Распутина по отцу взял себе жену из рода Паршуковых. Из воспоминаний Филиппа выходило, что Распутины в то время представляли из себя типичных оборотистых крестьян, не отличавшихся какой-либо особой нравственностью, но и не выделявшихся среди других распутством.
Отец Ефим Яковлевич, как и его сын Григорий Распутин, служили ямщиками почтовых троек на оживленном тракте Тюмень – Тобольск, на чем и разбогатели. В представлениях местных крестьян о Распутине, собранных потомками все того же Филиппа Паршукова в 50-е годы XX в., Гришка остался прежде всего эдаким деревенским богачом и заступником. Он хлопотал перед уездными властями за родную деревенскую общину, раздавал неимущим односельчанам деньги.
По национальности Распутин был зырянином (коми), хотя и обрусевшим. Село Покровское, как и Усалка, сохранило на уровне устных преданий память о происхождении местных жителей из зырян-переселенцев. В процессе завоевания русскими Сибири многие зыряне становились служивыми людьми на государевой службе, охраняли границы и воздвигали остроги и крепости. Обживая Сибирь, они оседали на ее бескрайних просторах и постепенно ассимилировались среди коренного населения.
Духовное становление Григория Ефимовича началось отнюдь не в юности. Сначала он был довольно далек от религии. Распутин был единственным ребенком в семье, с детства имел слабое здоровье. Как он сам писал про свою юность: "По ночам мочился, каждую весну по сорок ночей не спал, мучаясь бессонницей". В тех же воспоминаниях Григорий пишет, что ничем не отличался от сверстников – пил, курил (потом презрительно именовал себя "табакуром"), ругался матом, как и все вокруг, много работал. Разительная перемена произошла в будущем "старце" только в 1900 г., когда он резко изменил линию поведения, покаялся в своих грехах, перестал сквернословить, употреблять вино и курить табак. В этом же году он оставил отчий дом и пустился в странствия, проходя в день по 30-40 верст.
Однако натура вскоре дала о себе знать. Будучи уже царским фаворитом, Распутин вновь пристрастился к спиртному и стал вести разгульный образ жизни, не уставая при этом говорить о Боге. А вот хлыстом или еще каким-нибудь сектантом Григорий вроде как не был, так как в местности, где он родился, хлыстов совсем не наблюдалось. Тобольская консистория в 1912 г. даже дала по этому поводу специальное заключение: считать Григория Распутина-Нового православным христианином, человеком духовно настроенным и ищущим правды Христовой. Странное поведение старца консистория сочла за духовные искания...
Тобольским наследникам экстравагантная слава "старца" ничего хорошего не принесла. Двухэтажный просторный дом Распутина в 1920 г. был конфискован у его сына Дмитрия с замечательной формулировкой: "Означенное имущество нажито на средства бывшей царицы Александры, с которой Распутин кутил во всю ширь". В 1922 г. сына с семьей лишили избирательных прав "как злостного элемента", а в 30-х годах семья была сослана на спецпоселения в Тюменской области, где следы ее затерялись. Ну а дом в 70-е годы разобрали, чтобы положить конец паломничеству на родину "гнусного развратника".