|
Сегодня игры большая редкость. Правда, иногда на корпоративных вечеринках массовики-затейники пытаются что-то такое организовать, но это всё не то, потому что игра "по необходимости" – уже не игра. Между тем психологи всегда придавали играм большое значение. Игра не только восполняет потребность в отдыхе и разрядке, но является тренировкой перед серьезным делом. Кроме того, она удовлетворяет потребность что-либо уметь или совершать, в стремлении к главенству и лидерству, а также может быть "невинной компенсацией вредных побуждений, удовлетворением неких, невыполнимых в реальной обстановке, желаний". Вдобавок ко всему, игра еще и призвана совершенствовать физиолого-психологические потребности организма.
В жизни многих народов игры занимали далеко не последнее место. Различные игры были очень популярны и на Руси. Они делились на детские, девические, мужские и игры для всех. Давайте вспомним, во что играли наши прапрабабушки и прапрадедушки, когда собирались вместе. В одной из старинных книг я обнаружил описание игры, которая напоминает фанты. Называлась она "Венчик", и играли в нее так: де¬вушки и парни садились в кружок и пели песни, оканчивая каждый куплет приказом – похитить парню венчик у одной из девушек. Он подходил и просил венчика (фанта). Когда девушка дать ему требуемое отказывалась, он начинал ее целовать, и только после нескольких поцелуев она отдавала, наконец, ему залог, который нужно было положить в общие фанты. Остальные участники игры продолжали петь, пока не собирали венчики ото всех. Эти фанты уже разыгрывала одна девушка, и за каждый получала в награду поцелуй.
Кстати, игр, связанных с поцелуями, у нашего народа, судя по всему, было немало. Вот описание еще одной такой забавы, которая носила название "Кончики". В этой игре принимали участие четверо: две девицы и двое мужчин. Мужчина, сложив вместе концы карманного платка, подносил их сидящим. Те выбирали любой кончик, а потом платок разворачивали. Те игроки, у которых концы платка приходились накрест, должны были целовать друг друга. В принципе, "Кончики" похожи на современную игру "в бутылочку".
А вот как забавлялись енисейские жители. Игра называлась "Драгун". Парни ("драгуны") садились попарно с девушками в кружок. Посередине ставили скамью, которую сторожила бойкая девушка со жгутом. Осмотрев или обойдя сидящих, она подходила к парню, который ей приглянулся, била его жгутом и спрашивала: "Дома ли драгун?" – "Дома" – "Веди же на осмотр своего коня". Тогда парень брал за руку выбранную девушку и подводил ее к скамье. Девица должна была перескочить через скамью: если задевала, то ее била (слегка) жгутом та девушка, что спрашивала драгуна. Потом передавала ей жгут, а сама занимала ее место. Если ей удавалась перескочить скамью, не задев, то эту ловкую девушку целовал парень и садился рядом с нею. Не пожелавшая перепрыгивать через скамью навлекала побои на драгуна. Все девушки тотчас же соскакивали со своих мест и били парня жгутами, приговаривая: "Зачем худо кормишь? Корми лучше, будет прыгать. Бедненькая исхудала, вся высохла!" Тогда драгун принимался "кормить" свою "лошадь" поцелуями, пока она не перепрыгивала через скамейку. Игра эта выявляла влюбленных, ибо парень всегда выбирал ту девушку, в которую был влюблен, а она, в свою очередь, нарочно упрямилась скакать, чтобы получить побольше поцелуев. Также нередко в играх разыгрывались сценки из семейной жизни, в которых действующими лицами были муж, жена и любовник.
Вообще, очень многие русские игры содержали либо скрытый, либо явный эротический подтекст. Особенно это проявлялось в святочных играх. Так, например, при игре в "Кузнеца", парни, ряженные кузнецами, "подковывали девок" – задирали им ноги клещами, били молотком по приставленной к ступне палочке и т.п. Народный эвфемизм "подковать девку" означал вступить с нею во внебрачную связь. Зачастую святочные игры приобретали свадебный характер (еще летописи связывали "игрища" – и не только на святки – с "умыканием девиц" и другими свадебными ритуалами). По этому поводу фольклорист и этнограф В.И. Чичеров писал: "Повсеместное распространение свадебных игр в русском новогоднем обряде свидетельствует об исконности темы брака на святочном игрище и может быть понято как позднее видоизменение обычных в период зимнего солнцеворота эротических игр и половых общений". Впрочем, эротизм был свойственен не только святочным играм. Сохранилось письмо, в котором игумен псковского Елизарова монастыря старец Памфил жаловался властям на поведение местных жителей в ночь на Ивана Купала: "Мало не весь град взметется и возбесится, стучат бубны и гласы сопелей и гудут струны, женам же и девам плескание и плясание, и главам их покивание, устам их неприязнен клич и вопль, всескверные песни и бесовская угодия свершахуся, и хребтом их вихляния, и ногам их скакание и топтание; туже есть мужем же и отрокам великое прелщение и падение: но яко на женское и девическое шатание блудное им возърение, такоже и женам мужатым беззаконное осквернение и девам растление". Отголоском языческих обрядов на русском Севере в конце XIX-начале XX в. еще сохранялись "яровуха" и "скакания". "Скакания" происходили в день перед венцом в доме жениха, куда молодежь, исключая невесту, ходила "вина пить", после чего все становились в круг, обхватив друг друга, скакали, высоко вскидывая ноги, задирая подолы и распевая песни откровенно эротического содержания. Заканчивалось веселье сном вповалку. Что это как не аналог современного "мальчишника"? "Яровуха" же (от языческого божества плодородия – Ярилы) состояла в том, что после вечеринки в доме невесты вся молодежь оставалась спать вповалку в невестином доме, причем допускалась большая свобода отношений, правда, за исключением интимной близости.
Впрочем, многие игры были совершенно невинными и эротического подтекста не имели, а выявляли ловкость, силу и смекалку игроков.