|
Следует предположить, что президент просто посчитал нужным дать пояснения по поводу сцены, детально описанной накануне в ряде российских СМИ. Созерцание запыхавшегося Михаила Фрадкова, чуть было не опоздавшего к моменту отбытия президента из подмосковного Жуковского, где он посещал авиасалон "МАКС-2005", заставило некоторых наблюдателей всерьез задуматься о судьбе "ядерного чемоданчика". Который, как известно, должен постоянно следовать за президентом. И уж в самом крайнем случае – за премьер-министром. Крайнего случая, как вскоре выяснилось, не наступило. Тем не менее, на следующий день Владимир Путин счел необходимым объяснить, что у него с председателем правительства хорошие отношения, никакой необходимость расставаться с ядерным чемоданчиком не было, а в личном участии премьер-министра в проводах президента на Северный флот нет ничего экстраординарного: это обычная практика последних лет. И не правы те, кто усмотрел в движениях Фрадкова излишнюю торопливость: "Это не соответствует действительности. С председательством правительства у нас хорошие отношения. Он, в отличие от меня, очень пунктуальный человек", – цитируют Путина информационные агентства.
Ну и раз уж дело дошло до опровержений, то имело смысл опровергнуть также регулярно возникающие слухи о возможной отставке Фрадкова. А если не Фрадкова, то кого-нибудь из его министров. Так что на всякий случай президент предупредил, что не видит смысла в постоянных кадровых перестановках и не намерен менять состав правительства. "От этой кадровой чехарды ничего не меняется к лучшему, нужно уметь работать с людьми, которые есть, заставлять работать, учить работать, дать людям возможность реализовать себя", – сказал Путин журналистам. Признав, что бывают ситуации, когда "человек или не справляется, или не хочет, или вообще занимается не тем", глава государства дал понять что главное в таких случаях – принять решение без суеты. К примеру, министр по атомной энергии Евгений Адамов "был в свое время уволен без объяснения причин и без шума". Есть и другие примеры, добавил Путин, "но суеты этой я за пять лет, будучи президентом страны, не допускал и впредь допускать не намерен".
Вот так глава государства озвучил свое кадровое кредо. Разумеется, тот факт, что действующий президент предпочитает избегать резких движений, был и без того очевиден: не трудно подсчитать, что на полную "зачистку" администрации и правительства от "ельцинских" кадров у него ушло 4 года. Впрочем, трудно согласиться с тем, что, например, предыдущего премьера Михаила Касьянова отправили в отставку без суеты. Если пользоваться военными терминами, то имела место основательная маскировка: за штат вывели все правительство сразу, а возвращали потом высокопоставленных чиновников на места поодиночке. Административная реформа и реорганизация министерств, затеянная весной прошлого года, может и не вызвала особой "суеты", но оставила ряд ведомств в состоянии крайне ограниченной дееспособности чуть ли не на год. Новая "матрешечная" структура ведомств, поделенных на министерства, службы и агентства, до сих пор "устаканивается" с трудом. А президенту остается только рассчитывать на то, что министр культуры и глава Агентства по культуре и кинематографии (конфликт которых, по мнению большинства наблюдателей, вызван именно сложностью новой системы взаимоотношений) "сами разберутся" между собой.
Таким образом, Владимир Путин в очередной раз выступил в защиту Михаила Фрадкова и его кабинета. И, заметим, далеко не в первый. Совсем недавно, например, ему пришлось защищать премьера от "парламентского большинства", которое решило взять под полный контроль бюджетный процесс. Еще раньше – абсолютно определенно дать понять, что "издержки" монетизации не отразятся на карьере членов правительства. Как выяснилось, скорее глава государства согласен признать "недостаточной" работу собственной администрации – по крайней мере, именно этим он объяснил задержки с представлением некоторых кандидатур на посты глав регионов. Проще говоря, чем более беспомощным выглядит Белый дом как с чисто технической, так и с политической точки зрения, тем на более основательную защиту со стороны главы государства он может рассчитывать. По крайней мере до тех пор, пока не придет время для серьезных решений. А оно, видимо, наступит ближе к 2008 году.