|
А шансы на то, чтобы избежать провала, надо сказать, остаются весьма небольшие. Слишком уж много противников нашлось у британского проекта бюджета. И это неудивительно, ведь суть предложения заключается в том, чтобы сократить годовые показатели единого бюджета ЕС с предложенных прежде 871 млрд евро (1,06% ВВП стран-членов) до неполных 847 млрд евро (1,06% ВВП). Причем сделать это предлагается за счет урезания на 10% фондов помощи новым членам ЕС из Центральной и Восточной Европы. А чтобы избежать обвинений в корысти, Великобритания при этом готова отказаться от части (12-15%) средств, которые она получает из бюджета ЕС как компенсацию за отсутствие сельскохозяйственных дотаций (хотя и при этом она остается одним из крупнейших доноров Брюсселя). За весь бюджетный период сумма, которую готов пожертвовать Лондон, составит порядка 8 млрд евро. Правда, Блэр настаивает на одновременном пересмотре всей сельскохозяйственной политики ЕС, то есть, покушается на "святое" – субсидии французским и прочим континентальным фермерам.
Практически с каждым пунктом бюджетных предложений Лондона кто-нибудь не согласен. Европейская комиссия в лице ее председателя Жозе Мануэля Баррозу назвала их "неприемлемыми" и "нереалистичными", протестуя против уменьшения общего размера бюджета. "Это бюджет для мини-Европы, но не для большой Европы, которую мы собираемся построить", – заявил Баррозу сразу после обнародования официальным Лондоном своих предложений. Понятное дело: чем скромнее бюджет Союза, тем меньше возможностей у брюссельских чиновников влиять на процессы, происходящие в ЕС.
Разумеется, Франция и прочие получатели аграрных субсидий не одобрили идею отмены таковых. Кстати, во многом из-за этого бюджет и провалился полгода назад. И теперь представляется маловероятным, что Лондон сумеет убедить "континенталов" пойти на уступки. Отсюда возникает вопрос: откажется ли Великобритания (как обещала) от части своей компенсации в одностороннем порядке или, как говорится, жаба задушит?
Однако наибольшее сопротивление британским бюджетным идеям возникло на востоке ЕС. Прибалтийская тройка сомкнула ряды с вышеградской четверкой – и все дружно ринулись в бой с ненавистным Тони Блэром, который вздумал отнять у бедных соседей кусок дотационной "брюссельской капусты". "От этого, конечно, горько на душе. Мы всегда считали, что Европа должна строиться на принципе солидарности", – опечалился польский депутат Европарламента, бывший министр обороны Януш Онышкевич. За "евробедноту" вступился и председатель Европейской комиссии. "Мы все знаем старую сказку о Робине Гуде и шерифе Ноттингема", – заявил Баррозу. И дал понять, что Блэра он видит отнюдь не Робином Гудом: Великобритания, дескать, хочет поступить с новичками, как шериф, который "отнимал у бедных и отдавал богатым". Впрочем, кого Баррозу хотел бы в этой ситуации поставить в роль знаменитого справедливого разбойника, он так и не уточнил. Уж не себя ли?
А тем временем подхватившая тему польская печать вовсю живописует ужасы, которые постигнут страну (и, надо думать, всю Восточную Европу) после сокращения объемов помощи. "Великобритания хочет сократить фонды для новых стран членов на 16 млрд евро. Польша при этом потеряет 6 млрд, которые необходимы на строительство дорог, очистных станций или борьбу с безработицей, из запланированных 60 млрд евро", – пишет "Газета выборча". В том же духе высказывается и министр иностранных дел Польши Стефан Меллер: "В случае ограничения финансирования из фонда поддержки структурных преобразований нас ждут большие проблемы с реализацией программы по модернизации страны".
Но самое удивительное в этой ситуации то, что большая часть средств, выделяемых Восточной Европе, в настоящее время ею не осваивается: по оценкам западноевропейских экспертов, в той же Польше за год "освоили" не более 5% от выделенных сумм. Ну что делать – просто не умеет еще бюрократический аппарат стран-новичков организовать своевременное и грамотное распределение таких огромных средств на конкретные проекты (всего же "новичкам" ЕС выделено 112 млрд. евро). "У восточноевропейских стран нет мощностей, чтобы освоить большую часть ассигнований из европейского бюджета, – говорит директор британского Центра европейских реформ Чарльз Грант. – Но проблема здесь политическая. Их руководители просто не могут сказать парламентам: мы согласились взять меньше, чем нам было обещано". Поэтому они перешли в наступление и обвиняют своих западноевропейских благодетелей в несправедливости.
Премьер-министр Литвы Альгирдас Бразаускас в своей "беднососедской" риторике заходит даже дальше польских СМИ, заявляя, что британское бюджетное предложение вызвало в странах ЦВЕ ни много ни мало – разочарование в самом Евросоюзе. "Мы не почувствовали присутствия гуманистической идеи помощи странам ЕС в зависимости от уровня развития, не почувствовали внимания со стороны всего ЕС, особенно со стороны старых членов", – говорит литовский премьер. И добавляет: "К сожалению, в процессе согласования бюджета ЕС мы не видим реализации идеи солидарности. Тут не о цифрах надо говорить, а о политической трактовке, о самой политике Европейского союза. Взять такие страны, как наши. На каком счету они будут? Как с нами будут обращаться дальше? Какова наша перспектива? Что мы можем людям сказать?"
Действительно, ничего хорошего тут не скажешь. Но напрасно сокрушается Бразаускас или, например, глава польского МИД Стефан Миллер, который подчеркивает, что "все это происходит в ситуации, когда Польша в течение последних 15 лет предпринимала столь значительные усилия..." Да, предпринимала, да, молодец. Так держать! Но скажите, разве не предупреждали эксперты наивных восточноевропейцев, что молочных рек с кисельными берегами в ЕС не будет? 15 лет пояса затягивали чтобы туда вступить, и дальше придется делать то же самое, ведь догонять развитую Западную Европу – дело долгое, но членство в ЕС этого требует.
И вот теперь мы являемся свидетелями того, что в Восточной Европе происходит крушение иллюзий: тамошние представления о Евросоюзе как о большой теплой кормушке, где все равны и одинаково счастливы, как оказалось, не соответствуют действительности. Возможно, в те времена, когда страны СЭВ дружно устремились в единую Европу, она еще могла давать почву для таких иллюзий, заботливо пестуя отсталые (по ее тогдашним меркам) Испанию, Португалию и Грецию. Но уже тогда многие эксперты предупреждали восточноевропейцев, что если они всем гуртом вступят в ЕС, то им такой подход не светит: во-первых, они понизят собой среднеевропейский уровень развития, а во-вторых, Западная Европа их просто не вытянет. Поэтому теперь, когда ЕС меняет подход к своим новичкам, предоставляя им самим догонять старожилов, в этом нет ничего удивительного. Как и в том, что более развитые страны ЕС имеют больший авторитет и права в управлении этой организацией. А масштабы помощи новичкам будут, очевидно, и впредь сокращаться. Кстати, те же Испания с Португалией вообще лишились субсидий после вступления в ЕС десяти более бедных стран – и ничего, помалкивают.
Поэтому то, к чему сейчас призывают сами себя восточноевропейцы – "протестовать, протестовать до конца. Даже на саммите 15-16 декабря. И не уступать" ("Газета выборча") – отнюдь не выход. Если уж говорить о европейской солидарности, то именно "новичкам" следует ей поучиться. ЕС – организация наднациональная, и ее членам частенько приходится поступаться национальными интересами во имя общеевропейских. А иначе единой Европы не получится. Пока же – от иракской военной кампании до нынешних бюджетных страстей – со стороны восточноевропейских новичков Евросоюз встречает только протесты, фрондерство и претензии.
"Пойдут ли участники предстоящего саммита на ограничение рамок бюджета с тем, чтобы предотвратить провал, которым закончилась июньская встреча в верхах? Или же они будут настаивать на своем, и Евросоюз вновь предстанет в облике организации, неспособной преодолеть национальный эгоизм отдельных стран?" – задается сущностным вопросом французская "Трибюн". По мнению французских обозревателей, в нынешних условиях "вполне реалистичным представляется предложение Великобритании, направленное на поэтапное решение проблемы. Пусть будет хоть какое-нибудь соглашение, чем вообще никакого". Возможно, принятие этого бюджета станет показателем жизнеспособности расширенного ЕС: если 25 стран не смогут договориться по финансовым параметрам своего объединения, то им лучше или сразу разойтись по меньшим блокам... или искать себе Робина Гуда.