ФОТО: media.theatre.ru |
Он был уникален. Один из немногих, кто способен создать зримый образ спектакля и наравне с режиссером быть его автором. Так было всегда: и в Киеве, где он начал свою работу в театрах в 15 лет, так было в легендарном Театре на Таганке. В театроведческих статьях и книгах написано, что творчество Давида Боровского во многом повернуло развитие российской сценографии второй половины XX в., обновило ее язык, помогло возвращению на сцену открытий Мейерхольда. Это правда.
Знаменитый театральный художник, сценограф, человек, без которого не было бы самых знаменитых спектаклей легендарной Таганки, Давид Львович Боровский родился 2 июля 1934 г. в Одессе. В 1947-1950 гг. он учился в киевской средней художественной школе и с ранней юности работал в профессиональных театрах Киева – вначале как художник-исполнитель, затем как художник-постановщик. В начале своей карьеры Боровский сотрудничал с режиссером Леонидом Варпаховским, учеником Всеволода Мейерхольда.
Так случилось, что начало его самостоятельной работы совпало с "оттепелью". В 1956 г. Хрущев выступил со знаменитым докладом "О культе личности", начался мучительный путь освобождения от сталинизма. В том же году Давид Боровский выпускает первый спектакль в качестве художника-постановщика в Киевском театре русской драмы имени Леси Украинки ("Ложь на длинных ногах" де Филиппе). В 1965 г. в Киеве Боровский в качестве художника поставил свой первый спектакль на оперной сцене – "Катерина Измайлова" Шостаковича. В 1966 г. Б.А. Львов-Анохин приглашает его главным художником Московского драматического театра им.Станиславского, а в 1967 г. он переходит в Театр на Таганке для работы над спектаклем "Живой" по Борису Можаеву.
Когда Юрий Любимов увидел эскизы Боровского к спектаклю, то тотчас же пригласил его к себе в театр, а спустя 6 лет назначил главным художником. Здесь Боровский поставил с Любимовым свыше 20 спектаклей; по существу, он был соавтором таких шедевров Таганки, как "Обмен", "Товарищ, верь...", "Живой", "Мать", "Зори здесь тихие", "Гамлет", "Дом на набережной", "Высоцкий" и др.
Главной особенностью творчества этого художника является уникальное соединение острейшей условности с пронзительной жизненной правдой. У Боровского условность и правда всегда были соединены в одно целое. Как правило, он сочинял спектакль из очень немногих и очень простых элементов, любил вводить реальные бытовые вещи из реальной жизни, знакомые каждому зрителю и вызывающие глубоко личные воспоминания. Так было и в "Зорях", так было и в "Гамлете", так было и в недавнем "Вишневом саде" в МХТ, куда в 2002 г. его переманил главным художником Олег Табаков...
Давид Боровский работал во многих театрах и со многими режиссерами и в России, и за рубежом. И все-таки, вершина его искусства – великие спектакли, созданные им в 60-е и 70-е годы с Юрием Любимовым. Одной из вершин стал спектакль "Зори здесь тихие...". В нем с огромной силой открылось драматическое и человеческое содержание войны. Художник нашел очень простую вещь: деревянные борта старого военного грузовика. И эти доски из "Зорей" до сих пор забыть невозможно. Они превращались то в болотную гать, по которой шли солдаты, то в деревья, то в баньку, в которой мылись несчастные, обреченные на смерть девчонки. И в конце спектакля эти самые обычные, крашенные защитным цветом доски превращались в деревья и вдруг начинали "танцевать" по тихую музыку...
В самом, пожалуй, знаменитом спектакле Таганки – "Гамлете" именно Боровский придумал легендарный занавес. Эта вязаная ткань стала образом трагических сил бытия, образом смерти. Странно устроенный занавес двигался по сцене во всех направлениях и сметал и правых и виноватых. Подсвеченный, он казался то гигантской паутиной, то каким-то неведомым зверем, то стеной. Это и было воплощением гамлетовских непреодолимых сил судьбы.
"Театральность Боровского, его режиссерское мышление, способность его видеть сценографическое полотно не как прекрасную картинку, но как суть и нерв спектакля, делают его выдающимся, великим художником, который, в сущности, возродил традиции мейерхольдовской сценографии и динамики" – пишет о Боровском знаменитый театральный критик Алексей Бартошевич. Режиссеры любили работать с Боровским, к какой бы школе они ни принадлежали: Георгий Товстоногов, Анатолий Эфрос, Иштван Хорваи, Валерий Фокин, Олег Ефремов, Леонид Хейфец, Галина Волчек, Олег Табаков, Лев Додин, Михаил Левитин... Художник много работал за рубежом, в том числе в Италии, Германии, Венгрии, Франции, Финляндии, США. Всего в его творческом наследии около 150 спектаклей.
Боровский – народный артист России. Ему присуждена Государственная премия РФ (1998), независимая национальная премия "Триумф" (1994), он удостоен многих отечественных и зарубежных премий. Давид Львович умер 6 апреля в далекой Колумбии, как и подобает настоящему театральному деятелю – во время гастролей.