|
Для тех, кто не знаком с историей изменения системы выборов в питерский парламент, напомним, что новый закон о выборах депутатов ЗАКСа предполагает исключительно пропорциональную систему, то есть все депутаты будут избираться по партийным спискам. От мажоритарной системы решено было отказаться, хотя федеральное законодательство позволяет избирать по одномандатным округам до половины членов регионального парламента.
Еще в конце 2004 г. депутат городского парламента Игорь Артемьев внес на рассмотрение коллег проект закона "О внесении изменений и дополнений в закон "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга". Согласно этому проекту, в ЗАКС предполагалось избрать 50 депутатов, как и прежде, но все они должны были баллотироваться по единому избирательному округу согласно спискам, выдвинутым избирательными объединениями и блоками. А все места в городском парламенте – распределять пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты. Комитет по законодательству петербургского парламента фактически одобрил законопроект Артемьева, но предложил откорректировать его с учетом норм федерального законодательства. При этом было подтверждено, что выборы депутатов ЗАКСа будут проводиться исключительно на пропорциональной основе.
Однако в начале 2005 г. инициативу Артемьева перехватил спикер ЗАКСа Вадим Тюльпанов. Он внес на рассмотрение коллег новый законопроект "О внесении изменений в петербургский закон "О выборах депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга", который предполагает иную систему распределения депутатских мандатов. Для проведения выборов образуется единый избирательный округ, включающий территорию, находящуюся в административных границах Петербурга. Но политическая партия, избирательный блок, определяя порядок размещения кандидатов в самостоятельно сформированном списке, разбивает его на территориальные группы, соответствующие избирательным округам, созданным на выборах депутатов петербургского парламента второго созыва. При этом политическая партия вправе не выдвигать депутатов по каждой территориальной группе. Общая часть списка кандидатов, не входящих в территориальные группы, может включать в себя не более трех человек. Общее число кандидатов, выдвигаемых политической партией или избирательным блоком, не может превышать 53 человека. Этот проект и стал основой для нового закона, по которому депутаты ЗАКСа будут избираться в декабре 2007 г., поскольку выборы в Законодательное собрание будут совмещены с выборами в Госдуму. Причем следующий срок полномочий питерских депутатов будет составлять уже не 4, а 5 лет.
Принятый закон, однако, вызвал множество нареканий ЦИКа, который выразил недовольство многочисленными противоречиями документа федеральному законодательству. В результате решено было его серьезно подкорректировать. Именно этим сейчас и занимаются депутаты ЗАКСа. Согласно предложенным поправкам, партийные списки будут "закрытыми", то есть в бюллетенях для избирателей фамилии кандидатов указываться не будут. И в день голосования избиратели будут ставить "галочку" в бюллетене не за конкретного человека, а за ту или иную партию.
После того, как партия получит необходимое количество процентов и, соответственно, определенное количество мандатов, начнется их распределение. В отличие от думских выборов, где места распределяются согласно номеру в партийном списке, в Петербурге внутри партии депутатские кресла получат те, кто наберет на своей территории наибольшее количество голосов по сравнению с однопартийцами. Кроме того, поправками предусмотрен механизм замещения депутатского места в случае ухода обладателя мандата из ЗАКСа – его место занимает следующий из списка.
Некоторые депутаты ЗАКСа полагают, что списки кандидатов делать закрытыми нельзя, а "первую тройку" надо вообще исключить. Иные готовы попытаться частично возродить мажоритарную систему. Но пока они в меньшинстве. Потому-то и пришлось принять поправку, формально допускающую участие в выборах беспартийных кандидатов, которые фактически лишены пассивного избирательного права. Как пояснил Вадим Тюльпанов, для того, чтобы такой человека смог участвовать в выборах, необходимо, чтобы 10 членов партии, которая баллотируется в парламент, написали заявление о поддержке беспартийного кандидата. Решение о его включении в партийный список принимается на партийной конференции.
Однако такая поправка является слабым утешением для подавляющего большинства российских граждан, которые не только не хотят вступать в партии, но и относятся к ним с подозрением. При этом многие хотели бы участвовать в выборах. Выборы в Госдуму покажут, есть ли шанс у беспартийных получить депутатские мандаты. Однако даже на федеральном уровне полный переход на пропорциональную систему выборов многими экспертами воспринимается как нарушение представительного характера нижней палаты парламента и прав беспартийных граждан.
Комментируя в беседе с автором этих строк такие выводы, председатель ЦИК РФ Александр Вешняков заявил: "У тех, кто высказывает такой тезис, есть определенные основания. Но все-таки в законе о выборах предусмотрены определенные гарантии для беспартийных граждан. Они могут участвовать в выборах по пропорциональной системе. Хотя я не исключаю, что и эта позиция может стать предметом рассмотрения в КС. Но здесь, по моему мнению, есть возможность доказать, что совокупность норм закона, позволяющих беспартийным реализовать свое пассивное избирательное право, соответствует Конституции РФ. Думаю, что практика применения закона в 2007 г. покажет, что в списки партий будут включаться и беспартийные, предложившие свой авторитет и вес в обществе партиям для участия в избирательной кампании".
Если согласиться с г-ном Вешняковым, что одна палата Федерального собрания РФ – Госдума – может формироваться на партийной основе, то другая (и об этом говорят все чаще) должна представлять весь народ. И потому рано или поздно Совет Федерации придется избирать по мажоритарной системе. Но в регионе, где имеется однопалатный парламент, вряд ли партиям следует отдавать приоритет при выдвижении кандидатов. К тому же в Питере (как и в Москве) законодательное собрание должно заниматься проблемами города, то есть совмещать функции органа госвласти и органа местного самоуправления. Депутатам все равно придется заниматься текущими крышами, уборкой мусора, вопросами торговли и общественного питания, проблемами ЖКХ. Неужели партийные лидеры лучше разбираются в таких вопросах, чем, скажем, активисты местных ТСЖ и ГСК? Именно им привычнее заниматься решением местных вопросов, волнующих жителей конкретного микрорайона. Но в депутаты им теперь уже не попасть.
Трудно сказать, почему питерский парламент одним из первых решил отказаться от мажоритарной системы, но если его примеру последуют в других регионах, это будет означать, что государственная власть не только отдаляется от народа, но и делает все возможное, чтобы закрыться от него партийными барьерами. Пусть на выборы приходят все меньше избирателей, это никого не волнует. Зато придут партийные активисты, поддержат своих кандидатов и даже при 20-процентной явке сформируют парламент, где большинство получит нужная партия, а какие-то крохи отдадут оппозиции, чтобы имитировать многопартийность и свободу выбора.