|
Впрочем, Сергей Михайлович уже не в первый раз предлагает авторские проекты перехода к иной схеме формирования СФ, но каждый раз как будто импровизирует, слегка подправляя что-то в предложенной ранее схеме. Еще до того, как появился президентский законопроект о новом порядке замещения должности главы региона, Миронов активно лоббировал идею избрания губернатора вместе с его будущим представителем в СФ. Точно так же, как прежде избирали в связке президента и вице-президента, он предлагал голосовать сразу за тандем будущих губернатора и сенатора от исполнительной власти. При этом система избрания другого представителя региона в СФ – от законодательной власти – могла бы быть иной. Его, как говорил Миронов, можно было бы избирать на сессии региональной парламента, причем, чтобы выборы были альтернативными, каждая фракция могла бы выдвинуть своего кандидата на этот пост.
Длительная пауза в законотворческих излияниях г-на Миронова объясняется тем, что он долго не мог признать правоту политологов, считавших недопустимым действующий порядок, при котором фактически назначенный президентом глава региона самостоятельно делегирует представителя в СФ. В результате сенатор становится "назначенцем назначенца", народ вообще никак не участвует в этом процессе, интерес к работе верхней палаты падает, а юристы даже ставят под сомнение ее представительский характер, хотя именно этот термин закреплен в Конституции по отношению к Федеральному Собранию.
Эксперты много раз предлагали изменить закон, чтобы члены СФ могли представлять не одного человека, а всю ветвь власти. Об этом говорили и лидеры оппозиции, и депутаты предыдущего созыва Госдумы, и Уполномоченный по правам человека в РФ, и даже некоторые сотрудники президентской администрации. В новом составе Думы эти голоса активно заглушались стройным хором парламентского большинства, но и некоторые члены "Единой России" внезапно сменили свою точку зрения после скандала в верхней палате, закончившегося досрочным отзывом сразу четырех сенаторов.
Как заявил 5 июня в интервью "Росбалту" председатель комиссии ГД по вопросам практики применения избирательного законодательства Николай Гончар ("Единая Россия"), череда конфликтных ситуаций вокруг отдельных сенаторов с последующим их отзывом из парламента отражает изъяны действующего порядка формирования Совета Федерации. Комментируя задержание Левона Чахмахчяна по подозрению в коррупции, Гончар во всеуслышанье заявил, что "так называемых "варягов" в Совете Федерации быть не должно". Он предложил избирать сенаторов в одномандатных округах, как это делалось при формировании первого состава палаты, и при этом хотел бы, чтобы члены СФ полностью отказались от депутатской неприкосновенности.
О том, что "зачистка" верхней палаты неслучайно совпала по времени с серией антикоррупционных отставок в федеральных и региональных органах власти, заявил спустя несколько дней тому же агентству и депутат Владимир Рыжков. По его словам, "ротация кадров" в Совфеде напрямую связана с коррупцией". Рыжков напомнил, что еще шесть лет назад, когда обсуждалась реформа верхней палаты, он утверждал:"Изгнание из парламента всенародно избранных губернаторов и спикеров приведет к расцвету коррупции и воровства в этом органе власти". По мнению депутата, "так и случилось".
Возможно, Рыжков и преувеличивает, говоря, что больше половины сенаторов "замешаны в каких-либо грязных делишках" и что "Совет Федерации сегодня является палатой коррупционеров, не имеющих никакого отношения к регионам, которые они якобы представляют". Но нельзя не согласиться, что единственным выходом в такой ситуации мог бы стать "отказ от системы назначаемости и переход к прямым выборам верхней палаты населением". Депутат Виктор Илюхин (КПРФ) также считает, что возвращение к прямым выборам верхней палаты парламента пойдет на пользу, поскольку меньше станет простора для коррупции. Однако он убежден, что сенаторов, как и депутатов Госдумы, следует избирать по партийным спискам. По словам Илюхина, на последнем заседании фракции КПРФ было решено подготовить и внести в Госдуму соответствующий законопроект.
О том, что "значительная часть сенаторских мест попросту куплена, никакой связи с регионами, которые их "делегировали", члены Совета Федерации не имеют", и "занимаются только тем, что решают свои собственные бизнес-проблемы, пользуясь лоббистскими возможностями Совфеда в личных или корпоративных интересах", говорил и руководитель аналитической группы "Меркатор" Дмитрий Орешкин. А вице-президент Фонда развития парламентаризма в России Андрей Захаров заявил, что криминализация "палаты регионов" отражает то плачевное состояние, в котором находится сегодня российский федерализм. По его словам, "из оплота федерализма верхняя палата парламента превратилась в декоративный придаток центральной исполнительной власти".
Эксперты также высказывали мнение, что сегодняшний Совет Федерации – это самый уязвимый и потому наиболее подходящий для антикоррупционной атаки орган государственной власти. Сенаторы тесно связаны с бизнес-элитой и региональными кланами, но они, как правило, не имеют серьезного политического прикрытия в кремлевской администрации.
Наконец, о том, что череда скандалов с отставками членов Совета Федерации является прелюдией к реформированию верхней палаты парламента, заявил 21 июня, то есть за пять дней до Миронова, эксперт Московского центра Карнеги Николай Петров.
Однако о свободных выборах ни в одном известном проекте изменения схемы формирования СФ не говорится (проект КПРФ пока не обнародован). Заявляя о том, что верхней палате актуально перейти на выборную систему, Сергей Миронов, например, предлагает, чтобы на всенародное голосование не менее двух кандидатур вносил губернатор, и столько же – региональная представительная власть. И "если эта схема заработает, то первые избранные члены Совета Федерации появятся в 2007 году, а последние назначенные – в 2012 году", предположил спикер СФ. Правда, Миронов не уточнил, почему региональный парламент должен вносить только две кандидатуры, а не по одной от каждой фракции. И чем будут отличаться друг от друга два кандидата, внесенные одним и тем же губернатором. Здесь он, похоже, сделал шаг назад по сравнению со своим же собственным прежним предложением, о котором говорилось выше.
Впрочем, для Миронова главное – создать условия для непрерывной ротации СФ, ведь это "единственный властный орган в стране, который никогда не прекращает своих полномочий". И, чтобы не менять Конституцию, которая предусматривает делегирование в СФ представителей от законодательной и исполнительной властей регионов, выборы сенаторов могут быть совмещены с выборами депутатов законодательных органов субъектов Федерации", считает спикер верхней палаты.
Но этот пассаж совершенно ничего не объясняет. Ведь дело вовсе не в сроках выборов. Дело в противоречии, заложенном в самой Конституции. Как представительный орган власти, парламент должен представлять народ. Но при этом одна из его палат должна представлять еще и органы государственной власти субъекта РФ. Когда в верхней палате заседали губернаторы и спикеры, это противоречие сглаживалось, зато появлялось другое: глава исполнительной власти региона получал депутатский иммунитет, что делало его фактически "неприкасаемым" для правоохранительных органов. Но что мешает действительно избирать сенатора вместе с губернатором? Уж точно не Конституция. А если губернатор назначается, то кандидатов (причем не одного) могло бы выдвигать региональное правительство как коллегиальный орган исполнительной власти. Словом, варианты элегантного обхода неуклюжего положения Конституции все-таки имеются, и при наличии политической воли выбрать один из них не представляет труда. Но пока в Кремле не хотят ничего менять, рассчитывать на повышение рейтинга и качества работы СФ просто не приходится.