|
В I квартале с.г. ВВП Грузии вырос на 8,4% относительно аналогичного периода прошлого года; показатель за II квартал еще уточняется, но уже ясно, что он будет выражаться двузначным числом. В целом за год прирост ВВП теперь ожидается на уровне 10-11%. Правда, его размер все равно останется достаточно скромным – порядка $7,3 млрд, или всего $1600 на душу населения. Добавим также, что рост бюджетных поступлений связан не только с оживлением экономики, но и с усилением инфляции: за шесть месяцев она уже составила 5,6%, хотя в бюджете был заложен уровень 5-6% за весь год.
В Тбилиси особенно довольны тем, что высокие темпы экономического роста достигнуты, несмотря на репрессалии со стороны России. Влияние этих репрессалий на экономику официальные грузинские лица стараются всячески приуменьшить. Так, по оценке госминистра Грузии по вопросам экономических реформ Кахи Бендукидзе, вклад винной отрасли в доходы бюджета составляет всего 0,5%, а в ВВП – 0,7%. До российского "эмбарго" Грузия экспортировала в Россию, по разным оценкам, 70-85% своей алкогольной продукции; скажем, в прошлом году было поставлено 35,8 млн л вина, 2,5 млн л коньяков и около 0,5 млн л игристых вин. Теперь российский рынок закрыт. По данным грузинского госдепартамента статистики, если в I квартале с.г. страна экспортировала вина на $21,5 млн, то во II – всего на $5,6 млн (в основном на Украину – $3 млн, в Казахстан – $1,3 млн и Белоруссию – $0,5 миллиона).
Суммарные экспортные потери Грузии из-за российских запретов на поставки вина, минеральных вод и продукции растениеводства составили в I полугодии текущего года около $40 миллионов. Учитывая, что основные запреты были введены в марте-апреле, могло бы быть раза в полтора больше. Таким образом, в пересчете на год стоимость российских санкций можно оценить в $120 млн, или свыше 1,6% грузинского ВВП. Это не то, чтобы слишком много, но все же довольно существенно. К тому же, по мнению, например, ведущего эксперта тбилисского Института экономического развития Нико Орвелашвили, винное "эмбарго" со стороны России может оставить без средств к существованию 35 тыс. грузинских семей, для которых виноделие – основной источник доходов. Отметим также, что в целом грузинский экспорт в Россию сократился в I полугодии по сравнению с январем-июнем 2005 г. на 14,6%. При этом импорт из России подскочил на 68,5%, благодаря чему двусторонний товарооборот увеличился за указанный период на 45% до $324 млн, а положительное сальдо РФ достигло $216 миллионов. В результате Россия остается на сегодняшний день главным торговым партнером Грузии.
Так или иначе, грузинская экономика уверенно растет, что вкупе с разогнавшейся инфляцией (при стабильности и даже некотором укреплении национальной валюты) приносит в бюджет дополнительные доходы. Впрочем, бюджет Грузии все равно остается дефицитным, притом что весомую роль в формировании его доходной части играют иностранные гранты. Более того, дефицит разрастается как в номинальном выражении, так и в процентах от ВВП. Принятый в декабре прошлого года госбюджет на 2006 г. предусматривал доходы в размере 3068,6 млн лари, расходы – 3285,4 млн лари. В мае в бюджет были внесены изменения, увеличившие расходную часть на 211,2 млн, а доходную – только на 138,9 млн лари. Июльские поправки оказались более сбалансированы: разрыв между расходами и доходами расширился всего на 3,2 млн лари. Однако в целом дефицит возрос по сравнению с первоначальным вариантом бюджета с 216,8 млн до 292,3 млн лари, или с 1,7% до 2,2% ВВП (в этой оценке учтено, что итоговый объем ВВП будет больше планировавшегося).
Бюджет Минобороны Грузии на 2006 г. был утвержден в размере 392 млн лари. Из нынешней прибавки в общих бюджетных расходах на 327 млн лари более двух третей – 222 млн – отпускается на военные нужды. Таким образом, оборонный бюджет увеличивается до 614 млн лари, или $341 миллиона. Это 17,6% непроцентных расходов госбюджета и примерно 4,7% ВВП (против 3,1% в первоначальном варианте госбюджета) – больше, чем у кого бы то ни было в СНГ. Даже Азербайджан, не оставляющий надежд отвоевать Нагорный Карабах и усиленно наращивающий военные расходы, довел их пока лишь до 4% ВВП (у России – 2,7% ВВП). В мировой же практике нормальным для невоюющей страны считается уровень 2,5-3,0%. Кстати, у европейских стран НАТО, куда так рвется Грузия, этот уровень и того меньше – в среднем порядка 2% ВВП.
Грузинский министр обороны Окруашвили может перестать выступать с воинственными заявлениями и обещать встретить Новый год в Цхинвале: сухие бюджетные цифры говорят о намерениях Тбилиси красноречивее любых публичных разглагольствований или секретных донесений разведки. Впрочем, если исходить из буквального толкования поговорки "хочешь мира – готовься к войне", то тогда Грузия, безусловно, страстно стремится к миру.