Сейчас же на них, благодаря издательству "Махаон", появилась книга, уже ставшая лидером по продажам во многих странах Европы, причем многие ей сулят бесспорное первенство. Знаменитый режиссер, некогда усердный исследователь жестокости и агрессии мира, Люк Бессон в мгновение ока переквалифицировался в писателя и на-гора выпустил серию детских книг о приключениях десятилетнего мальчика Артура в стране минипутов - мире, существующем параллельно нашему, мире, о котором знают только избранные.
Книга полна всего того, что так нужно детям: чудес, загадок, приключений, поисков сокровищ, загадочных существ, персонажей, над которыми можно смеяться до упаду, злодеев и воинов добра, готовых им противостоять. Взрослого читателя может насторожить кажущийся слишком простым битый слог и повторы, самим автором объясняемые так: "У меня вместо глаз - камеры, которые подключены к руке. Я - человек зрительной культуры. Сначала я написал сценарную разработку, а потом саму книгу". Избавиться до конца от элемента сценарности Бессону так и не удалось, однако это все видно взрослому читателю, детские же глаза и уши привлечет совсем другое - сюжет.
А сюжет Бессону вполне удался: он абсолютно законченный с одной стороны, а с другой - оставляет простор для развития. По прочтении книги становится очевидно, что это только первое приключение Артура, в настоящий момент в России изданы и следующие книги Бессона - "Артур и запретный город", "Артур и месть Урдалака" и "Артур и война двух миров".
Более того, очевидно, что книга не стала просто капризом великого режиссера, капризом небрежным и необдуманным, просто желанием попробовать что-то новое. В ней есть тот самый морально-этический заряд, который мы ждем от детской литературы. Заряд добра. Автор на примере простейших жизненных ситуаций, обыгранных на сказочных существах, подает ребенку этические максимы взрослого мира: о том, что "любые проблемы можно решить мирным путем", о том, что победа достается лишь тому, кто справедлив и чист сердцем, о том, наконец, что любовь - чистейшее из чувств.
Помимо этого, по словам самого Бессона, он хотел показать книгой, что такое любовь к собственной планете и забота о ней. В одном из интервью режиссер сказал: "Артур" - это попытка поговорить с детьми, и прежде всего поговорить об экологии. Мы оставляем им планету, совершенно испорченную... Сказочные минипуты – это очень экологичный народ, который перерабатывает все отходы. Еще в книге есть эпизод, когда десятилетний Артур из пластиковых трубочек для коктейля строит самодельную оросительную систему. А потом, когда с ним происходят метаморфозы - становится минипутом, - он имеет возможность снизу оценить проделанный труд. Он видит, насколько варварски грубо это вмешательство в жизнь, насколько любое вмешательство человека может оказаться опасным для окружающей среды. Я хочу показать детям: "То, что мы делаем, не всегда безупречно". Через призму минипутов - существ, живущих под землей и выходящих временами на поверхность - становится очевидно, сколь разрушительно может быть даже минимальное деяние человека. Та самая пресловутая теория раздавленной бабочки и того, как это может повлиять на весь окружающий мир.
Бессону удалось поговорить не только с детьми: в книге более чем достаточно намеков, скрытых цитат и аллюзий, способных привлечь внимание взрослых. Автор откровенно признал, что не писал произведение, ориентированное на конкретную возрастную аудиторию, отметив, что лишь "следовал какому-то ритму, который идет изнутри".
Мир детской литературы еще более синтетический, чем взрослой. Здесь реже изобретается новое, а потому читатель "в возрасте" сразу вспомнит, листая "Артура и минипутов", советские "Приключения Карика и Вали" с их лаконизмом, свойственным советской детской литературе, "Приключения Гулливера", которому не посчастливилось стать самому малышом, но он смог взглянуть на мир малышей сверху. В данной ситуации новизна сюжета не является решающей, успешность определяется тематическим насыщением. И тут в пользу Бессона все то, о чем было сказано выше: он не переходит тончайшую грань этики, при этом сделав повествование красочным, доступным детскому сознанию. Дети, как известно, играют в литературных персонажей, и это еще одно мерило произведения: Артур, с его детским желанием восстанавливать справедливость, делиться, спасать, побеждать во имя правды, - вполне достойный пример для подражания.
Получив книгу в свои руки, я начала читать ее с великим скепсисом, помня, что Бессон – это уже некий бренд, что детская литература на поп-волне вырождается и коммерциализуется и так далее. Прочитав же ее, я со спокойной совестью готова отдать в руки своего ребенка. Другое дело, тут нужно быть готовой к тому, что в самое ближайшее время придется идти в кино, потому что Бессон не забыл о своем первом и пока что главном призвании и снял анимированную ленту о похождениях Артура, которая меньше чем через месяц появится в российском прокате. Здесь опять можно было бы вернуться к обсуждению того, что все вместе - это грандиозный и выигрышный коммерческий проект, но не хочется. Опять же потому, что книга заслуживает право на существование и на то, чтобы ее читали детям.
Суммарный тираж книг Люка Бессона уже составил в России 1,5 млн экземпляров, что же касается анимационной ленты, то ее прокат начнется 22 марта, а в "озвучке" приняли участие Нелли Уварова, Андрей Григорьев-Аполлонов и Тимати.