|
Сегодня дачу в Переделкине посещают, как и раньше, детишки во главе с многоопытными учительницами; детишки активно пользуются онлайновым жаргоном, учительницы жалуются Корнею Ивановичу, возле дачи медитирует некто Станислав Востоков, молодой поэт. Востоков пишет детские стихи. В Переделкино является за вдохновением. Чуковского почитает Учителем. "Чуковский для писателей значит не меньше, чем Станиславский для актеров, – говорит поэт. – Он вывел почти буддистское правило: автор должен непременно быть счастлив в тот момент, когда пишет стихи и сказки для детей". Причем, настоящее сказочное счастье умещается в любой объем пространства и времени – даже если и того, и другого хватает в обрез. Таким образом мы развили мысль Востокова.
Поскольку Чуковский работал в разгар Советов, большинство его вещей так или иначе зацепились за цензуру. С некоторыми и вовсе вышел неприятный казус. Грустный и смешной. К примеру, Муху-Цокотуху чины Главполитпросвета обвинили в аморальном поведении – дескать, только совершенно аморальная муха способна сожительствовать с комаром, не удосужившись расписаться в загсе. Такая муха не вызывает доверия, и, к тому же, являясь насекомым-паразитом и вредителем, может ввести детей в заблуждение. Это раз. А потом приключилась глупая история с Тараканом, рыжим и усатым.
Проницательные читатели из числа "мыслящего меньшинства" решили, что Корней Иванович сотворил очень тонкую (и очень удачную) пародию на товарища Сталина. Восхитительная пародия!.. Впоследствии Чуковскому пришлось доказывать либеральной публике, что в 1922-м, когда была написана сказка "Тараканище", он знать не знал о существовании другого, несказочного, усатого.
Разные функционеры по-разному придирались к Чуковскому, однако привлечь его "по политическим" было бы полным сумасшествием. Меж тем, в Переделкине часто гостили опальные писатели, которым Корней Иванович помогал издать "подозрительные" вещи – Солженицын, Ахматова, потом Успенский… Как, по-вашему, кто спас Чебурашку? То-то же.