ФОТО: soundrama.ru |
Владимир Панков - известный специалист по добыванию музыки из разных текстов. Выпускник мастерской Олега Кудряшова, он привык любое соединение звуков воспринимать как композицию и в любом шуме искать ритмическую основу. Правда, не всякий литературный материал оказывается одинаково податлив. Скажем, первый спектакль студии, "Красной ниткой", вышедший в Центре драматургии и режиссуры, смотрелся на сцене с органичностью, близкой к волшебной. История фольклорного похода, нравы и судьбы жителей российской глубинки, трагические монологи без сопротивления и даже с готовностью переводились на язык музыки, причитаний и народных песен. Со спектаклем "Переход" история обратная. Команда драматургов написала текст от имени современных социальных типажей: бомжей, наркоманов, проституток, пользователей Интернета и олигархов. Когда после очередной исповеди, а то и во время нее, герои бодро запевают или начинают читать рэп, становится как-то не по себе. Оказалось, что для искренности на сцене тоже нужна эстетическая форма, иначе она выглядит попросту безвкусицей.
Фото: soundrama.ru |
Вообще-то, Гоголь, будучи автором "Вия", в родах и видах страха разбирается, как никто другой. Эксперт по различным фобиям Владимир Сорокин, например, в одном из интервью называл в качестве самого страшного текста, который он когда-либо читал, описание сада Плюшкина. Но если почитать на ночь "Майскую ночь, или Утопленницу", честное слово, кошмары не приснятся. Рассказ о влюбленных с элементами фольклорной мистики похож скорее на сказку, чем на байку из склепа. В спектакле же интонация страха оказалась самой отчетливой и навязчивой. Некоторые сцены дописаны на максимуме эмоционального накала. Например, зачем-то добавлена сцена насилия над Ганной отцом Левко, хотя в оригинале это был простой разговор. Шуточный розыгрыш, в котором Левко потешается над отцом, перевозя его свояченицу из одной хаты в другую, разросся на сцене до апокалипсической катастрофы.
При этом гоголевской текст оказался отличной этнографической основой для фольклорных изысканий. Владимир Панков с юного возраста ездил вместе с ансамблем "Веретенце" в экспедиции по деревням. Для этого спектакля тоже многое привезено оттуда. И, прежде всего, идея об универсальном характере народной культуры. В ней что "Вий", что "Мертвые души", что "Майская ночь" - все едино. Жить страшно, больно и тяжело, вспышки мелкой радости быстро и почти бесследно проходят, переливаясь в широкую, как река, песню. Только ради этой песни и стоит прийти на спектакль. В ней фальшивых нот, кажется, нет.