Бензин отравит россиянам жизнь

Читать в полной версии →
Как-то реагировать на ситуацию на топливном рынке, хотя бы по причине приближающихся выборов, правительству все-таки придется. И, с учетом предыдущего опыта, можно ожидать нового ценового моратория




Неожиданный для большинства россиян скачок цен на продовольственные товары оказался не единственным сюрпризом нынешней осени. Следом за продуктами питания подорожали бензин и дизельное топливо, и есть все основания полагать, что это только начало нового масштабного витка цен. Дело в том, что ценники на российских АЗС пока еще не до конца отражают общую ситуацию на топливном рынке. Оптовые цены на бензин растут сегодня намного быстрее розницы, а это значит, что все последствия происходящего потребителям только предстоит оценить.

Федеральная антимонопольная служба готовится запросить у крупных нефтяных компаний сведения об их структуре сбыта топлива с целью предотвращения спекуляций. Претензии антимонопольщиков обращены абсолютно по адресу – несколько крупнейших вертикально-интегрированных нефтяных компаний контролируют от 80% до 90% розничных продаж моторного топлива, немногочисленные независимые трейдеры имеют возможность конкурировать с ними только за счет более низкой нормы прибыли и работы в худших условиях.

Впрочем, эксперты склоняются к мнению, что действия ФАС не окажут особого влияния на поведение крупнейших нефтяных компаний и уж совершенно точно не остановят рост цен на бензин. В арсенале антимонопольной службы просто нет инструментов воздействия на участников рынка, напрямую не нарушающих антимонопольное законодательство, не говоря уже о возможности навязывания им ценовой политики.

Основополагающей причиной ожидаемого удорожания моторного топлива являются мировые цены на нефть, тянущие за собой внутренние цены. Далее свою роль начинает играть довольно странный механизм внутреннего ценообразования и налогообложения в нефтепереработке. Дело в том, что в России на налоги и сборы приходится порядка 60% себестоимости производимых в стране нефтепродуктов (в США – 23%). Казалось бы, высокий процент налога дает государству прекрасную возможность регулирования внутренних цен на нефтепродукты, но на деле все происходит с точностью до наоборот. Ставка действующего в данном случае налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) жестко привязана к мировым ценам на нефть и при этом абсолютно идентична как для нефти, экспортируемой за рубеж, так и для той, что идет на внутреннее потребление. Подобное положение дел лишает российские нефтяные компании заинтересованности в производстве нефтепродуктов и их реализации на внутреннем рынке. А также не первый год вызывает искреннее удивление среди экспертов и промышленников, однако, по непонятным причинам, вопрос разделения НДПИ по-прежнему остается за пределами внимания российских чиновников.

Между тем как-то реагировать на ситуацию на топливном рынке, хотя бы по причине приближающихся выборов, правительству все-таки придется. Учитывая предыдущий опыт поведения чиновников, есть основания ожидать нового ценового моратория. Один раз правительство и нефтепереработчики уже договаривались о фиксации оптовых цен на нефтепродукты, так что живой пример "выхода из ситуации", что называется, перед глазами. Учитывая тот факт, что аналогичный мораторий сегодня имеет место на российском продовольственном рынке, дальнейшее использование этого "передового опыта" выглядит вполне вероятным. Впрочем, исходя из того, что оптовые цены на бензин уже и так значительно выросли (по рознице, из-за наличия старых запасов, это пока не так заметно), введение моратория может оказаться запоздалой мерой. По крайней мере, избежать первой волны ценового шока вряд ли удастся.

Что касается последствий сложившейся на рынке нефтепродуктов ситуации, главным из них станет новый виток потребительских цен. Удорожание топлива, с учетом небольшого временного лага, ведет к повышению цен на широкий спектр потребительских товаров, и в первую очередь – продовольствия. Помимо прочего, в сложившейся ситуации существует опасность возникновения мультипликативного эффекта, вызванного наложением скачка цен на топливо на общий рост цен. Если же удорожание топлива наложится на время, последующее за выходом из продовольственного моратория (что менее вероятно), инфляционный эффект от такого "стечения обстоятельств" может возрасти многократно. Не стоит забывать и о том, что пик новых цен на топливо придется на время начала весенних полевых работ, что также может стать серьезным инфляционным фактором. И за ошибки чиновников, допущенные в области организации нефтепереработки, снова придется расплачиваться населению.

Саид ХАЛМУРЗОЕВ |
Выбор читателей