|
Первая зарубежная поездка Путина после парламентских выборов и первый за восемь лет официальный визит в Белоруссию приурочен к заседанию Высшего государственного совета Союзного государства. Секретарь Союзного государства Павел Бородин накануне сообщил о некоем варианте, при котором "президент России станет президентом Союзного государства, а вице-президентом – глава Белоруссии". Политологи, в свою очередь, считают, что в обозримом будущем такой сценарий маловероятен. Для начала необходимо, чтобы Союзное государство существовало как реальность, а главе такого государства были гарантированы достаточные полномочия, властные функции и ресурсы, уверен президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. "Пока ничего этого нет. Гипотетически такое государство может быть создано, но вероятность достаточно низка, потому что создание реального союзного государства Россия - Белоруссия – достаточно сложный процесс. Нужно иметь очень сильную мотивацию для того, чтобы это сделать. В общем, до сих пор ее никто не проявил, и непонятно, откуда она возьмется", – заявил эксперт "Росбалту".
Впрочем, Путину важно поддерживать ожидания по поводу своего возвращения в большую политику, и идея создания института президентства на союзном уровне для этого вполне годится. Ремизов допускает: если, вопреки его прогнозам, Союзное государство в ближайшей перспективе будет наполнено реальным смыслом, "пусть даже для такой узкой цели, как трудоустройство Владимира Путина", многие ошибки и упущенные возможности путинской команды исторически им простятся.
Другой вопрос – смирится ли с таким оборотом дел Лукашенко, который изначально видел в этой должности самого себя и не намерен делиться властью ни с кем. "Это его принципиальная позиция. Он рассматривает Белоруссию как свое детище, которое никому не позволит менять и кроить. Поэтому он не поменяет реальную власть на эфемерное участие в союзных образованиях", считает Ремизов. Уступчивость Батьки может быть продиктована лишь нехваткой денег – в том числе, из-за осложнений в отношениях с Россией и недружественных действий Москвы в торгово-таможенной политике. Лукашенко пытается компенсировать убытки от этих проблем с помощью Китая и Венесуэлы, которые "могут дать кредиты, но не могут быть полноценными, регулярными торговыми партнерами в достаточном объеме, позволяющем компенсировать потери на российском направлении". В Европу белорусскому лидеру путь заказан: прогресса в отношениях с ЕС, несмотря на ухудшение в отношениях с Москвой, нет. "И в этом сложном положении Лукашенко стал более гибким. В том числе он согласился с формированием президентского поста на союзном уровне под Владимира Путина, но при условии, что сам он сохранит контроль над происходящим в Белоруссии", – заключил эксперт.
Подобный вариант выглядит экзотично и не решает ни одной задачи, стоящей сегодня перед Владимиром Путиным, считает политолог Александр Прудник. Во-первых, пост главы союзного государства Путин может получить только с согласия Лукашенко, что несколько принижает достоинство действующего российского президента. Во-вторых, Белоруссия воспринимается Западом как "периферия, обочина мировой истории": "поэтому, если Путин возглавит Союзное государство, это повлечет за собой резкое снижение его политического статуса, превращение его в маргинала. На самом деле Путин до последнего момента будет держать в неведении главных игроков, элиту, чтобы сохранять над ними контроль".
Не верит в вариант Союзного государства с Путиным во главе и генеральный директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. Тем более что у двух президентов и без этого достаточно важных тем: в частности, транзитный потенциал Белоруссии и надежность поставок энергоносителей. Кроме того, считает Минченко, будет обсуждаться предстоящая приватизация белорусских предприятий. Таким образом, "именно экономические вопросы более принципиальны". Что до вышеозвученного сценария – эксперту он представляется, "учитывая личные особенности Александра Григорьевича Лукашенко, маловероятным".
С Минченко согласен директор Института региональных проблем, директор департамента региональной политики РСПП Максим Дианов: он также определил цели визита российского лидера в Белоруссию как "на 100% экономические": "Путин будет отстаивать российские интересы. Цель в том, чтобы по всем параметрам мы достигли максимального прогресса – не по одному какому-то, а по комплексу: и по энергоносителям, и по транзиту".
Президент фонда "Экспертиза" Марк Урнов, со своей стороны, убежден: визит Путина в Белоруссию ориентирован не столько на общественное мнение, сколько на его собственное окружение – "чтобы предотвратить очень возможный раскол, намечающийся уже сейчас". Что касается вероятности создания Союзного государства, эксперт не считает, что в Минске будет подписано что-то экстраординарное. "Могут быть декларации о намерениях, ориентированные на общественное мнение и на свою элиту, но вероятность того, чтобы сейчас что-то подписали, очень мала", – полагает он.
Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов также считает, что сценарий с Путиным во главе союзного государства крайне маловероятен: "Объединение России и Белоруссии может произойти только на условиях поглощения. Объединения на равных правах не может быть. Белоруссия не получит никаких прав влиять на российскую политику – это неприемлемый сценарий. Поэтому общефедеральные посты для Лукашенко тоже невозможны. Учитывая к тому же очень малые сроки, осуществить это практически невозможно".
А вот белорусскому политологу Сергею Мусиенко сохранение за Путиным возможности возглавить Союзное государство представляется очень интересным с политологической точки зрения – "для интриги предвыборного процесса и для подогрева интереса к выборам". С белорусской стороны, по его словам, никогда не было посылов к торможению этого процесса. "Путин серьезный политик, и любому понятно, что с его приходом Союзное государство может обрести вторую жизнь. В отличие от Павла Бородина, он человек конкретный", – заявил политолог. Что касается возможной должности Лукашенко в новом государстве, "это уже процесс договорной и обсуждаемый, такие вещи решают два человека".
Заместитель генерального директора Центра политических технологий Сергей Михеев ранее назвал вероятность прихода Путина на пост главы Союзного государства суперпрорывом как для него, так и для России и Белоруссии в целом: "Теоретически такое может произойти. Если это случится, то Россия укрепится на постсоветском пространстве. Тем более что для Путина, учитывая его популярность в России, это была бы оптимальная позиция, потому что он уходит на повышение – возглавлять более масштабное государство. Для Лукашенко нужно предложить нечто большее, чем он имеет сейчас. Руководитель парламента - та должность, которая может стать этим большим. Вопрос в том, согласится ли Лукашенко. Он не доверяет Путину и Кремлю и поэтому может опасаться, что через такой ход лишится власти в Белоруссии".
Напомним, предыдущий всплеск домыслов на эту тему произошел неделю назад, причем со ссылкой на источники в администрации Лукашенко. Они же сообщили, что в рамках визита Путина в Минск будет подписан уже подготовленный конституционный акт, провозглашающий Союзное государство России и Белоруссии. На следующий день Кремль эти предположения опроверг как "фантастические", что не помешало аналитикам с упоением обсудить все плюсы и минусы подобного сценария.