Гений балетной сцены

Читать в полной версии →
Рудольф Нуреев был первым после гениального Вацлава Нижинского балетным артистом, который одинаково успешно выступал в любом репертуаре, демонстрируя чудеса техники и блестящий артистизм


ФОТО: bashkortostanrsp.ru



Рудольф Нуреев, величайший танцовщик второй половины XX столетия, 70-летие со дня рождения которого отмечает весь балетный мир, всю жизнь панически боялся двух вещей: потерять приобретенное талантом колоссальное богатство и оказаться в лапах КГБ, из которых он так удачно выскользнул, оставшись на Западе в 1961 году.

Сбежав, молодой артист Кировского театра стал известен всему миру. Впервые после гениального Вацлава Нижинского балетный танцовщик одинаково успешно выступал в любом репертуаре, демонстрируя при этом чудеса техники и блестящий артистизм.

К тому же Нуреев не только танцевал, но и сам ставил, и не одни балетные спектакли, но и танцы, например, для фильма "Валентино", в котором сыграл своего тезку – звезду немого кино Рудольфо Валентино. Не чурался и телевизионных шоу: выступил в "Маппет-шоу", где солировал в чечетке и составил дуэт симпатичной хрюшке Мисс Пигги в белой балетной пачке над неприлично толстыми ляжками.

За эту всеядность Нуреева не любили "священные чудовища" большого балета. Легендарный ученик Дягилева Серж Лифарь возмущался тем, что Нуреев в 1983 г. занял пост директора Гранд-опера. Уходящая натура старого русского балета, доживавшая свой век в эмиграции, недоумевала, глядя на нового советского беглеца, которого считали выскочкой, да еще с плохими манерами. И это тоже было правдой: Рудольф Нуреев частенько шокировал общественность то нецензурной лексикой, а то и оскорблениями в адрес celebrities. Так, однажды, обидевшись на прославленного английского драматурга Ноэля Кауарда, танцовщик укусил его за палец. Но... Нурееву все сходило с рук.

Однако казалось, что его ничто не удовлетворяло. Ни мультимиллионное состояние (при этом Нуреев никогда не оплачивал свои счета в ресторанах), ни пять домов в разных частях света, ни даже купленный им в Средиземном море остров Галли, на котором артист проводил часы уединения в последние годы жизни, когда его мучил СПИД, приобретенный еще в начале 1980-х.

По личному разрешению Горбачева и по просьбе его жены Нурееву дозволили почти что инкогнито приехать в Уфу повидаться с тяжело больной матерью. По пути он заехал в Москву, где побывал в квартире Лиепы. "Он узнавал все гравюры на стенах, которые собирал мой отец, называл имена их авторов, – вспоминала впоследствии Илзе Лиепа. – Он был человеком культуры". Впрочем, с этим соглашались далеко не все. У себя дома, в парижской квартире, Нуреев собрал коллекцию главным образом обнаженной мужской натуры (о гомосексуальных романах артиста ходили легенды) – у него было одно из лучших в мире собрание полотен Буше.

В 1989 г. Нуреев вернулся в Кировский, танцевал в "Сильфидах". Зал ломился от публики, но лишь немногим было известно, как тяжело было ему танцевать.

Покинув за несколько лет до кончины подмостки, Нуреев не желал оставлять искусство. Он начинает дирижировать и даже руководит "Спящей красавицей" в Казанском оперном театре в 1992 г., за год до смерти. А вернувшись в Париж, начинает репетировать "Баядерку". Балет Минкуса, в котором когда-то блистал Нуреев-танцор, стал лебединой песней Нуреева-хореографа. Он успел завершить работу над спектаклем, превозмогая боль и приезжая в театр из госпиталя, за три месяца до смерти благодаря помощи Нинель Кургапкиной – своей партнерше еще по 1950-м гг. в Кировском. Она была и среди тех, кто, вместе с верной помощницей по хозяйству Дус Франсуа, находился рядом с Нуреевым в последние дни его жизни.

А когда гений умер – в православный сочельник, в ночь с 6 на 7 января – провожал его весь Париж. Над гробом, установленном в Гранд-опера, звучал Пушкин и пела Джесси Норманн. Так хотел сам Нуреев, погребенный на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Он так и ушел, будучи осужденным за измену Родине, уголовная статья была снята лишь несколько лет спустя после смерти артиста. А его коллекция предметов искусства разлеталась по всему миру с аукционов. Нуреев был бездетен и не оставил наследников. Как в искусстве не оставил учеников.

Борис КАСАНИН |
Выбор читателей