ФОТО: moscowfilmfestival.ru |
"Луна и другие любовники" немца Бернда Бёлиха попадает в русло другой традиции - ностальгический взгляд на жителей Восточной Германии после падения Берлинской стены. Восточные немцы, застрявшие между коммунизмом и капитализмом, но не теряющие юмора и оптимизма. Такова в исполнении Катарины Тальбах Ханна, живущая на улице Гагарина, - смешная и трогательная оптимистка, стакан которой всегда наполовину полон. Разумеется, режиссер и сценарист Бернд Бёлих готовит своей героине испытания, способные совершенно разрушить ее веру в себя и в счастливое будущее. "Луна и другие любовники" - очень "русское" кино, хотя немцы неминуемо обижаются, если им говорят что-то подобное. Но только восточные немцы и русские по достоинству оценят сцену на Турецкой Ривьере, где героиня танцует под Modern Talking, и будут сполна переживать перипетии судьбы Ханны с улицы Гагарина, где есть и смех, и грех, и смерть, и дорога в закат, к новой жизни.
Второй российский участник основного конкурса XXX ММКФ, "Однажды в провинции" Кати Шагаловой, своим названием претендует на эпос и правду - то ли "Однажды в Америке", то ли "Однажды на Диком Западе". Но с первых минут становится ясно, что это - страшная сказка о девочке, которая убегала из огня да попала в полымя. Провинциальный городок, где происходит действие фильма, - тихий омут, встревоженный появлением Насти, столичной актрисы, убегающей от остающихся неизвестными проблем, возникших после участия в сериале "Братва". Под кипеловский лейтмотив "Я свободен" постепенно становится очевидным безумие всех и каждого из героев - сестры Насти Веры, генеральской дочки, вышедшей замуж за рядового, Вериного мужа Коли, его сослуживцев Сереги и Че...
Второй фильм театрального режиссера Шагаловой, дочери сценариста и режиссера Александра Миндадзе, ближе к стилистике кинематографа Дмитрия Астрахана, чем к социальной мистике дуэта Миндадзе - Абдрашитов, хотя в "Однажды в провинции" и повторяется несколько раз план с рабочими, входящими в заводские ворота, - один в один "Магнитные бури". Разрушает сказку несовпадение уровня персонажей и уровня их быта - проще говоря, герои слишком хороши для этого окружения, хотя нам пытаются показать, что они - плоть от плоти этого места. Страшная бедность заводского не города даже, поселка - и белые сапоги на участковой, которая увлекается фэн-шуем и пишет стихи (бенефисная роль Любови Толкалиной), юная мамаша-алкоголичка – и белый свитер на герое-любовнике, вызывающий в зале смех. Прилагается к этому и "национальный вопрос" в виде соседской семейной пары, комментирующей происходящее в духе того, какие же странные эти русские, которые вечно пьют и дерутся, зато способны на широкие жесты и благородные поступки.
Из экзотических фильмов ММКФ один из самых экзотических - "Осенний бал" из программы "Восемь с половиной". Меланхоличное эстонское кино с щедрой долей самоиронии, рассказывающее о тусклой жизни нескольких персонажей, объединенных только тем, что они живут в типовых советских панельных домах, принесло дебютанту в полнометражном кино Вейко Ыунпуу главный приз программы "Горизонты" Венецианского кинофестиваля. Фильм сделан на деталях: книга по биофизике, плакат фильма Джона Кассаветиса, стихи Фернандо Пессоа - арт-хаус как он есть. И все хотят быть счастливыми, но это невозможно в домах, которые слишком долго хранят прошлое. В финале один из героев, швейцар, избивает пьяного посетителя ресторана, которого кто-то называет популярным актером и режиссером. "И что же ты ставишь?" - спрашивает его герой между ударами. "Комедии взаимоотношений", - отвечает режиссер и получает мгновенный нокаут. Вот вам ваша комедия взаимоотношений в угрюмых панельных многоэтажках в спальных микрорайонах, вот вам ваши Кассаветисы и Пессоа, вот вам ваш арт-хаус.