Не хуже, чем в жизни

Читать в полной версии →
Отсутствие цензуры - проверенный способ повысить градус честности. Вот только игра по правде приводит здесь, кажется, к отказу от всех других возможных правд. И получается скупо, но со значением


ФОТО: Teatrzoopark.narod.ru



В Центре им. Мейерхольда прошли двухдневные гастроли "театра одновременной игры" из Нижнего Новгорода Zooпарк. Оба показанных спектакля также имеют специальные подзаголовки. Близкая к тексту инсценировка "Москвы-Петушков" - "М-П" - названа "пафосом и метафизическим намеком на поэму Венедикта Ерофеева". Постановка откровенной (семейные разборки: "Ты кончила с ним, сколько раз?") бытовой драмы британского драматурга Патрика Марбера Closer превратилась в квадрокомедию (что бы это ни значило) в двенадцати новеллах.

Zooпарк - независимый театр, его учредители и участники (приглашенные актеры) собираются только для репетиций и показов. Слово "только" не должно вводить в заблуждение: это значит, что актеры и режиссеры собираются не крайне редко, а только для творчества. В среде региональных репертуарных театров все же не самая распространенная практика. На официальном сайте театра о его истории сказано скупо, но со значением: "Театр одновременной игры Льва Харламова и Олега Шапкова случился в октябре 2003 года в Нижнем Новгороде для независимой реализации театральных проектов..." Первым проектом стал "сеанс одновременной игры" "Что случилось в зоопарке" по одноименной пьесе Эдварда Олби. От этой премьеры пятилетней давности театр получил название, фирменный жанр и график выпуска спектаклей - в год по премьере. "М-П" и "ФАК'S" - премьеры последних лет, 2006-го и 2007-го соответственно.

Скупо, но со значением - это, похоже, еще и специфика актерской игры в этом маленьком независимом театре. Олег Шапков в образе лирического героя Венечки выступает фактурным и торопящимся рассказчиком, который, впрочем, не намерен любыми средствами увлечь собеседника. Его слова кажутся озвученным внутренним монологом, докладом перед абстрактной, ни живой ни мертвой аудиторией. Сцена освещается из четырех углов софитами, направление и степень освещенности задают сами актеры, время от времени подходя к ним и перенастраивая. В отдельных эпизодах закуривают, дым в снопе света подрагивает и выразительно растворяется в воздухе, являя собой буквальную иллюстрацию и пафоса и метафизического намека.

Рассказчик вместе с двумя агрессивно настроенными к нему босыми ангелами в шинелях (Юлия Косарева, Лев Харламов) излагает историю трипа человека с хрестоматийно-русской душой - алкоголика, философа и несчастного родителя. Ангелы пускают мыльные пузыри, устраивают дуэли на водочных бутылках, поют оперные арии и обмахиваются веерами. Втроем они переставляют два десятка чемоданов, создавая то толкучку Курского вокзала, то заплеванный московский подъезд, то вагон страдающих и жаждущих приятелей, мчащихся по маршруту Москва - Петушки, то сомнительную квартиру, где Венечка повстречал свою рыжеволосую музу. Музу (Юлия Косарева) сначала тошнило в углу, а после она исполнила мутный танец под "Куба - любовь моя". Лабораторный формат постановки вместил жанровые эксперименты: сеанс психологической игры (исповедь Венечки о сыне) сменялся сеансом гротескового ток-шоу (ангелы в блестках просили зрителей по рецепту угадать название коктейля и награждали за верный ответ "призом-сюрпризом" - игрушкой-черепахой). Мыльные пузыри, черепашки и чемоданы - та причудливая и неочевидная предметная среда, в которой юродивость, по всей видимости, должна восприниматься нормой, а экстремальное существование - естественным образом жизни.

В "ФАК'S" лабораторные эксперименты продолжились. Текст, который по формальным признакам вполне сошел бы за новую драму (две пары со сложными внутренними отношениями пытаются понять, что есть и есть ли вообще любовь в современном мире), предстает добротным психологическим спектаклем. Режиссерские эффекты, вроде видеоврезок с мужскими губами крупным планом, объявляющими новеллы, или пластмассовых ящиков, служащих декорациями-трансформерами, являются всего лишь фоном для подробных и предсказуемых выяснений отношений. Порой это напоминает плохо отрепетированный "Дом-2", порой - хорошо отрепетированный. Разница, в конечном счете, невелика. Отсутствие цензуры - проверенный способ повысить градус честности. Вот только игра по правде приводит здесь, кажется, к отказу от всех других возможных правд. И получается скупо, но со значением.

Юлия ЧЕРНИКОВА |
Выбор читателей