|
В последние годы положение дел на товарных рынках остается одним из наиболее четких индикаторов общеэкономических настроений. Поэтому, разобравшись в причинах происходящего на рынке нефти, можно строить достаточно точные прогнозы возвращения оптимизма на потрепанные кризисом мировые торговые площадки.
За исключением последних событий, связанных с позитивной реакцией рынков на итоги саммита G20, с начала года, к удивлению многих экспертов, на фоне весьма негативных макроэкономических событий не прекращался слабый рост нефтяных цен. Стоимость барреля, пусть медленно и с перерывами, росла невзирая на снижение спроса, обусловленного всеобщим экономическим спадом. В тот момент большинство прогнозов сводилось к тому, что не сегодня, так завтра котировки рухнут до уровня в $25, а возможно и $10 за баррель. Но цены продолжали держаться. Многие эксперты объясняли это настойчивой игрой спекулянтов, однако эта версия имеет ряд слабых мест. Так, например, совершенно не понятно, зачем зимой спекулянтам нужно было удерживать нефть от падения в период активного роста доллара. Нефть и доллар длительное время ходят в противофазе, конкурируя между собой за капиталы инвесторов и спекулянтов. В связи с этим куда более логичной выглядела бы игра против барреля, а удерживающиеся на рекордно высоких уровнях запасы нефти и нефтепродуктов в США были бы для этого прекрасной фундаментальной основой.
То, что этого не случилось, позволяет предположить, что нынешние движения на рынке нефти объясняются не только чисто спекулятивными, но и фундаментальными факторами. Так, с начала активной фазы кризиса мировые цены на черное золото снизились в три раза, тогда как падение потребления нефти и нефтепродуктов за это время составило около 4%. Истинную цену товара, базирующуюся на спросе и предложении, сегодня назвать практически невозможно. Но даже в этом случае трудно поверить, что она еще не достигнута рынком. Напротив, есть все основания полагать, что маятник цены по инерции пролетел эту точку еще во время осеннего падения и в настоящий момент готов направиться обратно.
Не стоит забывать и о том, что за все это время ОПЕК и независимыми нефтедобывающими странами были приняты решения о снижении добычи и экспорта черного золота. Сегодня эти решения постепенно приводятся в действие, что ведет к сокращению предложения на рынке. Учитывая инерционный характер этого процесса, можно предположить, что сокращение предложения продолжится и дальше.
Еще одним важнейшим фактором, играющим на пользу нефти, является ожидание долгосрочного снижения курса доллара, вызванное масштабной эмиссией американской валюты. Обесценивание доллара и рост инфляционных ожиданий делают нефть и прочие биржевые товары едва ли не единственным надежным инструментом вложения средств как для спекулянтов, так и для долгосрочных инвесторов. Это полностью подтверждается опытом последних лет, когда цены на черное золото достигли небывалых высот на фоне ослабления американской валюты. А в том, что в среднесрочной перспективе доллар США будет постепенно сдавать позиции, сегодня уже можно не сомневаться.
Отсюда следует, что последние события на нефтяном рынке являются не столько результатом спекулятивных игр (которые тоже имеют место), сколько следствиями более фундаментальных экономических процессов. Постепенное восстановление мировой экономики, которое, судя по всему, начнется уже в третьем - четвертом кварталах этого года, также станет прекрасным фоном и для усиления позиций нефти.
Конечно, все это не означает, что рынок ждет ровный и исключительно спокойный восходящий тренд. Спекулятивные настроения на нем сильны сегодня как никогда, а это значит, что амплитуда колебания цен еще долго будет оставаться значительной. Однако и изменить направление тенденции уже тоже вряд ли возможно. Так, если в обозримом будущем котировкам удастся преодолеть уровень $55 за баррель, перед рынком откроются новые высоты в пределах как минимум $60 - $70 за баррель, которые могут быть достигнуты и "обжиты" к концу этого года.