ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Таджикистан боится нашествия талибов. Узбекистан примеривает роль нового друга США с американскими базами, аэродромами и прочими объектами инфраструктуры, на которые, как мухи на мед, слетятся все те же талибы. Киргизия пока отдыхает после потрясений прошлого года, формирует новую власть и готовится к новым треволнениям, которые, если верить местным СМИ, уже не за горами. У Казахстана куча своих страшилок: там пугают приходом Китая, ждут американского десанта и опасаются египетского или даже ливийского сценария.
Но главными заводилами региона остаются Афганистан и Пакистан. Именно они задают сценарии афганизации или пакистанизации соседних государств. При этом отношения между Кабулом и Исламабадом все больше напоминают "африканские страсти" в большой, постоянно скандалящей, но дружной семье. Они обвиняют друг друга в приграничных обстрелах, грозят прервать дипломатические отношения, валят друг на друга ответственность за вылазки террористов и совершают иные плохо вписывающиеся в элементарную логику поступки.
Афганский президент Карзай, министры которого совсем недавно обвиняли пакистанские спецслужбы в организации налета на Кабул, может вдруг заявить, что, если кто тронет Пакистан, его страна будет биться вместе с пакистанскими братьями. А через неделю эти самые братья ни с того ни с сего прекращают поставки бензина и других ГСМ в Афганистан, объясняя свои действия намерением ввести новые таможенные пошлины. Та же непоследовательность характерна и для соседних стран.
Причиной невроза, охватившего регион, являет активность США, превративших Центральную Азию в эпицентр геополитических интриг. Местные элиты чувствуют опасность и даже догадываются о ее источниках. Отсюда недоверие всех ко всем и, в первую очередь, к американским военным, твердящим о провале американской политики в Афганистане. В попытках начать переговоры с "Талибаном" многие видят подвох, а не лежащее на поверхности стремление быстрее закончить дела, передать власть кому-нибудь и убраться восвояси.
И все потому, что эта версия плохо согласуется с общей уверенностью в том, что, начав частичный вывод войск из Афганистана, американцы не собираются уходить из региона. Не для того на территории Афганистана были созданы военные базы и пункты слежения, непрерывно сканирующие всю Евразию. И не случайно в американской прессе все чаще встречаются упоминания о проекте "Нового Шелкового пути", под которым, как следует из доклада вашингтонского Центра стратегических и международных исследований, подразумевается "трансконтинентальная торговая сеть, полностью покрывающая евразийское пространство".
Конечная цель проекта – "зафиксировать присутствие экономических интересов США, утвердить успех противоповстанческой кампании в Афганистане, предотвратить обратное развитие событий и тем самым реализовать широкие стратегические цели США". Это программа-максимум. Кроме нее есть текущая, но крайне важная задача: переформатировать северный транзит, или, как говорят американцы, северную распределительную сеть (СРС), игравшую роль канала для снабжения войск США и НАТО в Афганистане.
На сегодняшний день северный транзит представляет собой разветвленную сеть, состоящую из авиационных, железнодорожных и автодорожных маршрутов. Есть железнодорожный транзит через Южный Кавказ и Центральную Азию, автомобильный от Германии через Киргизию и Таджикистан и пр. Западный маршрут идет от портов Балтики через Белоруссию, Россию и Центральную Азию, восточный – от Владивостока через Сибирь, Казахстан и Центральную Азию. Сегодня все они действуют в одном направлении.
В ситуации вывода войск и вооружений для США крайне важно задействовать эти коридоры в обе стороны, нарастить их мощность, получить разрешение на перевозку военных грузов и добиться права использовать эти маршруты на постоянной основе. Добившись этого, Америка получит готовый фрагмент "Нового Шелкового пути". Реализация этих планов подразумевает создание соответствующей инфраструктуры, значительную часть которой планируется разместить на территории государств Средней Азии и Казахстана.
Зондированием настроений местного руководства уже несколько месяцев занимаются сотрудники американского Института Центральной Азии и Кавказа и других ведомств. В конце октября турне по странам региона совершила госсекретарь США Хиллари Клинтон. От Пакистана она потребовала решительных действий против клана Хаккани и других групп террористического подполья, в Афганистане настаивала на продолжении переговоров с талибами*, а в Таджикистане и Узбекистане речь шла о размещении военных баз и инфраструктурных проектах.
По итогам турне у местных СМИ сложилось впечатление, что США очень заинтересованы в сотрудничестве с Таджикистаном и Узбекистаном. Об этом свидетельствовал комплиментарный тон и тот факт, что за все время пребывания в республиках госпожа Клинтон ни разу не покритиковала местные режимы за ущемление свобод и даже похвалила таджикские власти за демократические преобразования.
По мнению экспертов, упор на военное сотрудничество с Таджикистаном связан с намерением США использовать республику в качестве плацдарма для транспортировки оружия и террористических групп в китайский Синьцзян. Что касается Узбекистана, он рассматривался в качестве главной базы северного транзита, но здесь возникли какие-то проблемы – то ли из-за неуступчивости Каримова, то ли потому, что американская сторона передумала и решила сделать ставку на Казахстан. В любом случае нет никаких сомнений в том, что США активно внедряются в Среднюю Азию и собираются остаться там надолго, если не навсегда.
Понятно, что проект "Нового Шелкового пути" бьет по интересам Китая. Плохо монтируется американская стратегия и с планами России, продвигающей идею Евразийского союза и углубления сотрудничества в рамках ОДКБ, заявляющей о проекте единой с Афганистаном и Пакистаном энергосистемы и принимающей представителей Афганистана, Пакистана, Монголии, Индии, Ирана, Белоруссии и Шри-Ланки на саммите ШОС, прошедшем в минувший понедельник в Санкт-Петербурге.
Налицо лобовое столкновение трех интеграционных проектов: китайского с опорой на сотрудничество с Пакистаном, государствами Средней Азии и Ираном, российского с явно выраженной евразийской доминантой и американского, нацеленного на контроль над всем регионом. Пытаясь нейтрализовать Россию, Вашингтон полгода назад предложил ей роль проводника американской политики в регионе, но, судя по последним событиям, Москва предпочла начать свою игру.
* Организация запрещена на территории РФ