ФОТО: AP |
В апреле прошлого года парламент Венгрии проголосовал за новую конституцию, весь текст которой можно рассматривать как демонстративный вызов общеевропейским приличиям. Уже в преамбуле Основного закона сказано: "духовное и интеллектуальное единство венгерского народа держится на Боге и христианстве". И это после скандала, разгоревшегося при попытке включить пункт о христианских ценностях в конституцию Евросоюза и полного игнорирования этой темы при принятии Лиссабонского договора.
Название страны изменено с "Венгерской Республики" на просто "Венгрию". Символами государственности стали золотая корона и булава первого короля Венгрии св. Иштвана. Венгрия объявлена государством всех венгров, включая проживающих в других странах, а граждане страны других национальностей названы "частью венгерской политического сообщества и факторами государства".
Естественным следствием примата христианских ценностей стала формулировка, согласно которой "женитьба является союзом мужчины и женщины", что фактически исключает однополые браки, и статья, обязывающая государство охранять человеческую жизнь, которая начинается с зачатия, что подразумевает запрет на аборты. Геи и феминистки протестуют, но это вряд ли поможет на фоне стремления большинства вернуться к христианским и национальным истокам.
Эта тенденция прослеживается даже в разделе, касающемся экономической политики, где особо оговорено, что национальной валютой является венгерский форинт, а для перехода на евро необходимо соответствующее решение конституционного большинства парламента. Рядом прописаны нормы, ограничивающие национальный долг 50% ВВП и задающие размеры подоходных налогов. Такая политизация экономических показателей несколько удивляет, но это еще цветочки.
Новая конституция Венгрии покусилась на таких "священных коров", как независимость судов и Центробанка, и угрожает принципу конфиденциальности личных данных граждан. Президент получил право распустить парламент в случае, если до 31 марта тот не принял государственный бюджет, а правительство – рычаги воздействия на СМИ и другие институты, ранее считавшиеся независимыми.
Конституция, ставшая прямым вызовом общеевропейским ценностям, вступила в силу 1 января, и явные следствия ее применения еще не видны, но, спасая отечественные предприятия в разгар кризиса, власти Венгрии уже успели нарушить кучу экономических статей Договора о членстве в ЕС. В 2010 г., борясь с дефицитом бюджета, государство национализировало пенсионные фонды, обложило жестким налогом банковский сектор, в результате чего налоговые ставки для финансистов в три раза превысили средний европейский уровень.
Все эти шаги вызывали недовольство МВФ и ЕС, но, после того как в 2010 г. Будапешт отказался от очередного кредита МВФ, возможности как-то воздействовать на еще не вошедшую в зону евро Венгрию оказались исчерпаны. Через год ситуация в венгерской экономике заметно ухудшилась, и страна снова стала нуждаться в иностранных заимствованиях. В Брюсселе и МВФ обрадовались и потребовали отказаться от попыток подчинить правительству Центробанк и вообще "бороться с кризисными явлениями в рамках мер, которые выработаны для стран еврозоны".
Однако не тут-то было: Венгрия еще не успела стать членом еврозоны, и у нее остается возможность объявить дефолт и резко девальвировать собственную валюту. Этот откровенный шантаж переполнил чашу терпения Евросоюза, и соответствующие органы вплотную занялись расследованием художеств венгерского руководства.
Одной из первой под раздачу попала авиакомпания Malev, спасение которой от кризиса сопровождалось серьезными финансовыми вливаниями со стороны венгерского правительства. Приговор Еврокомиссии полностью соответствовал букве закона: "подобные формы господдержки не соответствуют европейским нормам", "Malev обязана вернуть правительству Венгрии вложенные в него средства".
И это только начало. В минувший вторник Еврокомиссия начла расследование по поводу трех серьезных нарушений, касающихся Центробанка, судов и персональной информации граждан. Поскольку де-юре законодательство единой Европы действительно нарушено, никаких иллюзий относительно решения Еврокомиссии ни у кого нет. Другой вопрос – как отреагируют на него власти Венгрии и чем ответит Евросоюз.
С одной стороны, понятно, что любое правительство можно сменить, как это случилось в 2009 г. с кабинетом социалиста Ференца Дюрчаня, но на фоне жесточайшего кризиса еврозоны Брюсселю сейчас не до Венгрии, тем более что она не собирается расставаться со своим форинтом. С другой стороны, проблема внешних заимствований не решена, очередной раунд переговоров с МВФ назначен на 20 января. При этом правое правительство Виктора Орбана подвергается давлению как извне, так и внутри страны.
При таком раскладе крайне трудно предсказать, чем закончится конфликт маленькой Венгрии с некогда всесильным Брюсселем. Тем не менее, события последнего года позволяют говорить о наличии мощных центробежных тенденций, раскачивающих единство ЕС. И Венгрия играет в этом процессе свою особую роль.
В отличие от Греции и других стран Евросоюза, где дело ограничивается уличными выступлениями, Венгрия стала первым государством Европы, оформившим свой бунт в форме политических решений, принятых парламентом. А это уже принципиально новая тенденция.