Владимир Путин на церемонии запуска в серийное производство "Лады Ларгус". ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Напомним, что ненефтяным дефицитом считается дефицит бюджета без учета доходов от экспорта нефти и газа.
Закон о бюджете, принятый осенью 2011 г., подразумевает дефицит федерального бюджета на уровне 1,5% ВВП при цене на нефть марки Urals в $100 за баррель и рост ненефтяного дефицита до 11% ВВП с 9,7% в 2011 году. Примечательно, что, согласно прежним заявлениям Минфина, безопасный уровень ненефтяного дефицита для российской экономики составляет 4% – 5% ВВП. На возвращение к которым, собственно, и указывает МВФ.
В свою очередь, представители российского экономического блока утверждают, что говорить о возможном перегреве экономики преждевременно. Однако спорить хотя бы и с гипотетической возможностью перегрева не готовы даже они. "Снижается безработица. В феврале 2012 г. уровень безработицы с устраненной сезонностью составил 5,8%. Ниже он был только весной 2008 г., когда экономика, по мнению некоторых аналитиков, испытывала явный перегрев. Конечно, сейчас о перегреве говорить преждевременно, особенно в таких отраслях, как строительство", – заявил в ходе выступления на конференции Ассоциации российских банков глава ЦБ РФ Сергей Игнатьев.
То, что главный банкир не смог обойти вниманием известные события 2008 г., достаточно симптоматично. Впрочем, сравнивать события тех лет и сегодняшних дней не совсем корректно. Тогда основными причинами перегрева экономики был масштабный приток инвестиций и потребительский бум, ставшие результатом семи лет бурного экономического развития. Сегодня темпы роста экономики не столь впечатляющи, в связи с чем причины ее перегрева могут иметь иную природу.
Вызывает настороженность то, что и наблюдающийся сегодня экономический рост, и сокращение безработицы вызваны искусственными причинами. В первую очередь, речь идет о накачке экономики государственными инвестициями, причем получателями основной их доли становятся далеко не самые эффективные предприятия, вроде АвтоВАЗа и ему подобных. Не менее печально обстоят дела и в оборонно-промышленном комплексе. О том, что государство инвестирует в неэффективные предприятия, производящие устаревшую и не отвечающую современным требованиям продукцию, красноречиво свидетельствуют последние громкие скандалы вокруг ОПК и военных, отказывающихся ее закупать. Судя по последним событиям, оборонщикам удалось сломить сопротивление военных – правда, исключительно благодаря мощному административному давлению. Помимо связанных с этим непосредственных военно-политических рисков (в армию продолжит поступать устаревшая и чрезмерно дорогая техника и вооружения), у этой истории существуют чисто экономические риски, о чем и предупреждает МВФ.
Массированные госинвестиции, осуществляемы за счет нефтяных денег, способны "разогнать" инертные и неэффективные "системообразующие" предприятия и даже существенно снизить безработицу. Однако платой за это станет жесточайший крах выстроенной таким образом системы при первом же серьезном ухудшении конъюнктуры на нефтегазовом рынке. Без государственной подпитки и организованного государством рынка сбыта такие предприятия окажутся обреченными.
Не меньшим риском является и то, что экономика России все больше сталкивается с естественными ограничениями развития – недостатком необходимой инфраструктуры и человеческого потенциала. Стремительно растущий дефицит квалифицированных кадров на фоне роста числа низкоквалифицированных мигрантов становится критическим фактором, способным значительно затормозить экономический рост.