Перед началом саммитов ЕврАзЭС и ОДКБ в Кремле. ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Запрос на новую внешнюю политику сформировался на фоне роста внешних угроз: "арабская весна", уход США из Афганистана, угроза дестабилизации вдоль южных границ, проблема ПРО и фактический провал "перезагрузки". При этом у Москвы не было ни ответов на многочисленные вызовы, ни внятной позиции по многим вопросам.
В мае, сразу после инаугурации Путина, ситуация начала меняться: президент отказался от поездки в США на саммит G8, отправился в Китай и стал проявлять повышенное внимание к интеграционным процессам на постсоветском пространстве. Эта линия нашла продолжение в жесткой критике США за вмешательство во внутренние дела других стран и последовательной позиции по Сирии, контрастирующей с тем, как вела себя Москва во время ливийского кризиса.
К концу года смена приоритетов была зафиксирована в проекте новой внешнеполитической доктрины, согласно которой абсолютным приоритетом внешней политики России является интеграция на постсоветском пространстве. На втором месте – Евросоюз. Одним из важнейших направлений внешней политики России названо развитие дружеских отношений с Индией и Китаем. О США в доктрине сказано, что Москва намерена добиваться от Вашингтона "правовых гарантий ненаправленности ПРО против российских сил ядерного сдерживания" и "соблюдения норм международного права, включая принцип невмешательства во внутренние дела государств". Цели эти выглядят сегодня недостижимыми, но позиция России обозначена достаточно четко.
В концептуальном плане новая доктрина отличается отказом от иллюзий и осознанием того, что процесс глобализации и превращение мировой политики в игру на "большой шахматной доске" привели к фактическому разрушению старого мирового порядка, падению авторитета ООН и дестабилизации ситуации в мире. В такой ситуации предвидеть, где рванет в следующий раз, и заранее подготовиться практически невозможно: слишком разнообразен и внутренне противоречив список потенциальных угроз.
Эксперты пугают крахом евро и кризисом доллара, военной операцией в Иране и большой войной на Ближнем Востоке, нашествием салафитов на Кавказ и талибов* в Среднюю Азию. Одновременно прогнозируются обострение противостояния между США и Китаем и формирование военного союза под патронажем США в Восточной Азии.
В Москве прекрасно понимают, что у нее нет достаточных ресурсов, чтобы заказывать музыку на этом празднике жизни. Поэтому России приходится работать сразу на всех направлениях. Крепить сотрудничество с Китаем, мягко уклоняясь от лишних обязательств. Развивать отношения с Евросоюзом, отбиваясь от атак на газовом и идеологическом фронтах. Вовлекать государства Средней Азии в Таможенный и Евразийский союз, не позволяя им садиться на шею.
При таком раскладе выработать оптимальную линию поведения достаточно сложно. Но некоторые позитивные сдвиги уже имеются. Заработало Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана. Недавно о намерении присоединиться к нему заявили Киргизия и Таджикистан. Началось создание коллективных сил ОДКБ. В декабре на заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС в Москве было принято решение о начале работы над проектом Евразийского экономического союза.
Из сказанного не следует, что процесс консолидации проходит гладко. Узбекистан в очередной раз заявил о выходе из ОДКБ, системный кризис на Украине, осложненный играми местных элит, привел к срыву визита в Москву президента Януковича, есть определенные разногласия между Москвой и Минском. Тем не менее процесс пошел.
Благодаря усилиям России и Китая удалось не допустить повторения ливийского сценария в Сирии. Ситуация в регионе остается напряженной, но, судя по заявлениям представителей НАТО, об интервенции речи уже не идет. Москва не сможет помешать вторжению или атаке с воздуха, но она и не будет поддакивать, как это было в ситуации с Ливией. Да, она направила к берегам Сирии свои военные корабли, но вмешиваться в конфликт, скорее всего, не станет.
В этом смысле Москва вернулась к ситуации 2003 г., когда, критикуя вторжение в Ирак, продолжала называть США своим партнером. Несколько иначе оценивают ситуацию иностранные СМИ. Отмечая, что "Россия уклоняется от конфронтации с Западом, но не отступает ни на дюйм", они с удивлением констатируют, что "американцы пасуют перед твердостью позиций русских по Сирии, неуступчивостью и умением держать удар".
Было бы верхом самонадеянности полагать, что единственной причиной этих, безусловно, позитивных изменений является "мудрая политика Кремля". Главным фактором мировой политики по-прежнему остаются США, но в ситуации нарастания внутренних проблем Вашингтон вынужден действовать более осмотрительно. Судя по анонсированным изменениям в руководстве Госдепартамента и Пентагона (Джон Керри в Госдепартаменте и Чак Хейгел в Пентагоне), тактика "войны чужими руками" признана провальной, и Обама тоже готовится к "смене вех".
В ситуации финансового кризиса и перехода на собственные углеводороды проект Большого Ближнего Востока теряет актуальность. США демонстрируют готовность не только уйти из Афганистана, но и сократить свое присутствие в других странах. Америка явно тяготится ролью мирового жандарма и начинает отступать. Это создает предпосылки для наступления России и порождает новые риски, связанные с бурным развитием государств Юго-Восточной Азии. Не отличается стабильностью ситуация на южных границах России. На севере начинается новая фаза битвы за Арктику. Еще одним фактором риска является зависимость ресурсной базы России от рынка углеводородов, на котором уже начинаются системные изменения.
Тем не менее в целом уходящий год можно назвать успешным. Двусмысленная политика США в Средней Азии создала благоприятные условия для строительства Евразийского союза. Нестабильность в мире подпитывает гонку вооружений, благодаря которой Россия снова заняла ведущее положение на мировом рынке вооружений, расширила военное и политическое сотрудничество с Китаем, Индией, Алжиром, Венесуэлой и другими странами.
Заняв жесткую позицию по Сирии, Москва использовала в своих интересах сложное положение Турции и США, затормозила невыгодные ей газовые проекты Ирана и Катара и начала строительство "Южного потока". На фоне непрекращающегося раздрая в Евросоюзе и военного авантюризма стран НАТО внешняя политика Россия выглядит образцом взвешенности и миролюбия. Нельзя сказать, что все эти тренды являются заслугой Москвы, но развернуть их в свою пользу – это тоже немало.
* Организация запрещена на территории РФ