ФОТО: AP |
Взаимное открытие рынков всегда выгоднее более развитым партнерам. Они получают возможность беспрепятственно осваивать новые рынки, выдавливая оттуда местных производителей. Соответственно, менее развитые страны уже не могут защитить свои производства высокими импортными тарифами. Апологеты свободной торговли утверждают, что это к лучшему: чем предприятиям существовать в "тепличных условиях" за высокой тарифной стеной, лучше соревноваться на равных с зарубежными конкурентами. Но далеко не всегда это идет на пользу. Ведь развитые страны выигрывают в конкурентной борьбе не только за счет технологического превосходства: зачастую все дело заключается в том, что у них более высокий уровень субсидий, который позволяет снизить цену продукции (особенно это ощущается в сфере торговли сельскохозяйственными товарами). Менее богатые государства просто не могут позволить себе такие дотации, а многим это прямо запрещено обязательствами в рамках ВТО (например, России в сфере сельского хозяйства).
США и ЕС являются, безусловно, самыми развитыми игроками в мировой экономике. Почему они взялись распространять свободную торговлю именно сейчас? По разным причинам. Соединенные Штаты всерьез опасаются геополитического и экономического усиления Китая, поэтому стремятся сколотить у него под боком блок из лояльных держав, ориентированных на тесное взаимодействие с американской экономикой.
Сама идея Транстихоокеанского партнерства (ТТП) принадлежит не США. Это объединение создали еще в 2005 г. Новая Зеландия, Чили, Сингапур и Бруней. Однако на качественно новый уровень оно вышло в 2008 г., когда к переговорам подключились США, а вслед за ними – Австралия, Перу и Вьетнам, Малайзия, Канада и Мексика. В этом году участники планируют доработать и подписать всеобъемлющее и весьма продвинутое торговое соглашение.
Теперь основная цель Вашингтона – втянуть в ТТП одного из сильнейших игроков тихоокеанского региона, Японию. Здесь действует не только "антикитайский" интерес (Япония и сама всеми силами противостоит китайской экспансии) – США хотят обеспечить себе лучший доступ на японские рынки, которые по-прежнему находятся под хорошей защитой. В Стране восходящего солнца действуют, в частности, ограничения на ввоз автомобилей, мяса и других сельскохозяйственных товаров. Недавно Токио выразил готовность начать переговоры по свободной торговле с США, однако премьер Синдзо Абэ заявил, что не намерен приносить в жертву ТТП сельское хозяйство своей страны. Впрочем, Японии все-таки придется в чем-то уступить американскому напору.
Евросоюз же видит в развитии внешней торговли лучшее лекарство от кризиса и стагнации. В этом он ориентируется на Германию, которая показывает весьма неплохие экономические результаты именно благодаря экспорту. В последние годы ЕС значительно расширил свою "паучью сеть" свободной торговли: вступили в силу соответствующие соглашения с Колумбией, Перу и Южной Кореей, получили развитие ЗСТ с Мексикой и ЮАР, близки к завершению переговоры с Канадой, Индией и Сингапуром, подписаны соглашения об ассоциации с полудюжиной стран Латинской Америки. Итого в арсенале ЕС – почти 30 действующих соглашений о свободной торговле, еще восемь на подходе и по десяти ведутся переговоры. Еврокомиссия ожидает от новых ЗСТ больших дивидендов: по ее расчетам, ВВП ЕС должен увеличиться за счет них на €275 млрд, будут созданы 2,2 млн рабочих мест.
Сейчас на очереди – начало переговоров о ЗСТ с Японией и заключение "углубленного" соглашения об ассоциации с Украиной. Последнему придается особое значение – ввиду масштабов украинского рынка и интеграционных устремлений Киева. Во время недавнего саммита ЕС – Украина председатель Европейского совета Херман ван Ромпей заявил, что это будет "самое продвинутое соглашение со страной за пределами сообщества в истории нашего Союза". И это дало основание председателю Еврокомиссии Жозе Баррозу поставить Киев перед выбором: или ЕС, или Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. По словам Баррозу, "ни одна страна не может входить в какой-то Таможенный союз и быть одновременно участником соглашения о глубокой ассоциации с Европейским союзом". Таким образом, Брюссель хочет накрепко привязать к своему рынку лакомый кусок постсоветского пространства, похоронив надежды на реинтеграцию двух самых близких народов этого пространства.
Тем временем США и ЕС решили объединить свои усилия по распространению в мире свободной торговли – создать ЗСТ между собой. Идея эта давно витала в воздухе, но ее конкретное воплощение наметилось после недавнего доклада Барака Обамы Конгрессу, когда он объявил о намерении начать переговоры с Брюсселем. Еврокомиссия тут же сигнализировала о готовности к этому процессу. Были приведены расчеты, согласно которым трансатлантическая ЗСТ обеспечит дополнительный рост экономик США и ЕС на 0,5%, создаст миллионы рабочих мест по обе стороны океана и заставит двух партнеров наконец-то гармонизировать свои технические стандарты. Учитывая, что США и ЕС вместе обеспечивают 47% валового продукта планеты и более половины глобальной торговли, их ЗСТ даст мощный импульс всей мировой экономике.
Есть и еще одна причина заняться совершенствованием двустороннего торгового режима: кризис Дохийского раунда ВТО. Раунд начался в 2001 г. и последние годы пребывает в полном тупике из-за нежелания развитых и развивающихся стран идти навстречу друг другу. Таким образом, система правил мировой торговли не развивается уже почти тридцать лет (с 1995 г., когда был завершен Уругвайский раунд), и крупнейшие игроки глобального рынка решили развивать ее на региональном уровне – с теми партнерами, кто готов принять их условия.
Правда, далеко не факт, что переговоры о свободной торговле между США и ЕС увенчаются успехом, а тем более – что они пройдут быстро, ведь обе стороны конкурируют друг с другом во многих сферах. США и ЕС уже вели подобные переговоры в конце XX в., но были вынуждены прекратить их из-за бескомпромиссной позиции ряда европейских стран. Например, Франция выступала категорически против разрешения импорта генетически модифицированных продовольственных товаров из США, а Италия настаивала на строгой географической привязке термина "пармезан". Сегодня эти требования остаются в силе, и к ним добавилось еще немало других.
Таким образом, не известно, смогут ли США и ЕС создать между собой зону свободной торговли. Но каждый из них, несомненно, добьется значительного усиления своей собственной зоны. По их пути идут и другие: региональные ЗСТ создаются повсюду – АСЕАН, МЕРКОСУР, наш Таможенный союз. Но "сила притяжения" у этих блоков, конечно, не та: ТС проигрывает Евросоюзу в "перетягивании" Украины, а АСЕАН может лишиться нескольких участников, которые намерены войти в ТТП.