Сразу после появления сообщений о тяжелой болезни президента Узбекистана Ислама Каримова, а тем более – после его смерти, многие политологи пустились в рассуждения о том, как изменится после его ухода ситуация в республике.
Фото: Михаил Метцель/ ТАСС
С одной стороны, было бы наивно думать, что человек, более 25 лет руководивший государством, создавший устойчивую политическую систему в стране, пусть во многом и державшуюся на его личном авторитете и твердой руке, на склоне лет не озаботился тем, что будет со страной. И кто встанет у нее во главе после того, как ему по той или иной причине придется отойти от власти.
С другой – и сами представители элит, все эти годы поддерживавшие Каримова, вряд ли допустят слома отстроенной им системы.
Надо заметить, что и Россия крайне заинтересована в сохранении стабильности в Узбекистане. Особенно сейчас, и особенно с позиций национальной безопасности в связи с ростом угрозы радикального исламизма. Все эти годы Узбекистан довольно успешно выполнял роль буфера, сдерживая потоки экстремистов, а кроме того, и наркотрафик из соседнего Афганистана - при Каримове в стране была создана самая мощная армия в Центральной Азии и многочисленная полиция. Естественно, Москва крайне заинтересована в том, чтобы этот "ловчий" пояс работал и впредь.
Кроме того, Россия имеет достаточно тесные экономические связи с Узбекистаном. Хотя целый ряд инвесторов испытывал в республике серьезные проблемы, там по-прежнему остаются российские компании. В частности, три проекта реализует "Лукойл". Он ведет добычу газа совместно с "Узбекнефтегазом", разрабатывает месторождения Юго-Западного Гиссара и в составе международного консорциума ведет геологоразведочные работы в Аральском море.
После введения Москвой ограничений на поставки овощей и фруктов из ряда стран в ответ на антироссийские санкции Узбекистан поспешил занять освободившиеся ниши на нашем рынке, и на прилавках российских магазинов появились в большом количестве узбекские овощи и фрукты. Вопрос увеличения поставок плодо-овощной продукции вновь обсуждался на уровне минсельхозов двух стран в последних числах июля.
Но, пожалуй, главной связующей нитью для наших экономик, да и не нитью, а настоящим канатом, стали трудовые мигранты. Небогатое население республики массово ринулось на заработки в Россию - по данным ФМС РФ, в апреле 2016 года в России работали 1,75 млн граждан Узбекистана. Их не остановило даже ужесточение миграционных правил в нашей стране. Поток и пошел, было, на убыль, но потом начал восстанавливаться вновь. В "лучшие годы" сумма денежных переводов в Узбекистан из России составляла до 13% ВВП республики.
В своем послании с выражением соболезнования, которое направил Владимир Путин родным и близким Каримова, правительству и народу Узбекистана в связи со смертью президента республики, он отметил, что "трудно переоценить вклад Ислама Абдуганиевича Каримова в становление отношений стратегического партнёрства и союзничества между нашими странами" и выразил уверенность, что "совместными усилиями мы будем и далее развивать российско-узбекское сотрудничество на благо наших братских народов".
Главное, чтобы в ситуацию не вмешались внешние недружественные России силы. В этом контексте глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков напомнил: учитывая, что Узбекистан является ключевым государством Средней Азии "и с политической, и с транспортной, и с военно-политической точки зрения", не случайно США прикладывали большие усилия для того, чтобы наладить особые отношения с республикой при Каримове.
Россия способна оказать стабилизирующее влияние на ситуацию в Узбекистане, считает глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев. "Мы не делали и не делаем ставку ни на кого и ни на что, кроме мира и благополучия, и можем работать с любым легитимным преемником", - заявил он в комментарии ТАСС.