Нет - цензуре, да - интернету

Читать в полной версии →
Если гении кинематографа, тележурналистики или театра, отметившиеся в дискуссии о цензуре, выйдут на просторы интернета, то станут самыми популярными блогерами благодаря своим именам и способностям  

Вчера Владимир Познер включился в дискуссию о цензуре, которую начал своим ярким выступлением на съезде театральных деятелей Константин Райкин. "Хочу поздравить Вас с Вашим недавним выступлением и выразить Вам свою полную поддержку. И еще хотел бы просить Вас не обращать внимания на окрики и оговоры тех, кто почему-то считает себя голосом народа. Оставляю в стороне то, что голос народа далеко не всегда достоин уважения: немецкий народ поддерживал Гитлера, советский народ требовал "врагам народа" собачьей смерти, хотя эти люди ни в чем не были виноваты. История показывает, что власть, если того захочет, поворачивает народ именно туда, куда ей, власти, надо. И народ совсем плохой судья, когда речь идет об искусстве. Вспомните, как шельмовали великих Прокофьева и Шостаковича, Пастернака и Ахматову при полной и весьма горячей поддержке народа", - написал на своем официальном сайте телемаэстро.

И увел дискуссию от ее сути. Как, впрочем, и все предыдущие люди искусства, известные и не очень, кого можно назвать единомышленниками Константина Райкина.

Владимир Познер. Фото: Николай Галкин/ ТАСС

Андрей Могучий, художественный руководитель БДТ имени Г.А. Товстоногова: "Искусство должно быть свободно. Я абсолютно поддерживаю Константина Аркадьевича Райкина, для меня его недавнее выступление, его Поступок - образец порядочности, честности, человеческого достоинства, которое редко случается встретить в наши дни. То, что он говорит о взаимоотношениях художника с властью, о той ситуации, которая сложилась в профессиональном сообществе, - очень важные сейчас темы".

Андрей Звягинцев, режиссер: "Совершенно очевидно, что в пространство культурной жизни страны цензура вошла в полный рост. Отрицать это может только лжец или невежда. Запрет спектакля, запрет выставки, запрет публикации текста - все это и есть цензура. Просто невероятно, с какой легкостью сейчас происходит подмена понятий. Никто даже и не морщится. Мы говорим: "Это цензура", они говорят: "Это госзаказ". И еще нам же предлагают "не путать понятия". Вы сможете назвать хоть один оперный театр или хотя бы с десяток кинокартин, созданных без участия государства?".

Власть обозначила свою позицию с самого начала: "Если государство дает деньги на какую-то постановку, государство вправе обозначить ту или иную тему, государство заказывает произведение искусства на ту или иную тему в рамках тех программ, которые находятся в имплементации", - заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков уже на следующий день после выступления Константина Райкина. И был фактически подвергнут остракизму: творцы не желают обсуждать проблему в рамках товарно-денежных отношений, они раздвигают эти рамки до границ страны и населяющего ее народа, пытаясь по привычке воздействовать на общественное мнение.

Однако те, кто часто ходит по кремлевским коридорам, давно знают позицию Владимира Путина: на собственные средства делайте что угодно - разумеется, в рамках закона. То есть без экстремизма, пропаганды гомосексуализма на детских спектаклях и в кино и без порнографии.

Юрий Кобаладзе: Знаете, что Путин сказал о Лесневской, чей New Times мочит его со страшной силой? Когда ему доложили, он спросил: "Откуда у нее деньги?" Ему отвечают: "Деньги свои". - "Значит, имеет право".

Периодически вспоминает о цензуре Виктор Шендерович, который до сих пор, по-моему, не смирился с закрытием "Кукол". Эта персона, несомненно, представляет интерес - как концентрация леволиберальных взглядов. Как и персона Сергея Пархоменко или Светланы Сорокиной - бывших сотрудников НТВ, птенцов гнезда Владимира Гусинского. Они по-прежнему считают экс-олигарха гениальным медиаменеджером, хотя в свое время он их ужасно подвел, не сумев вернуть кредит "Газпрому". Телекомпанию у должника легко забрали за долги.

Владимира Гусинского пытались сравнивать с Тедом Тернером, создателем CNN. Напомню, что "звездный час" американской телекомпании пришелся на "Бурю в пустыне" 1991 г. - первой акции усмирения Ирака. CNN поддержала собственного президента, несмотря на явную неоднозначность вторжения в суверенную страну, и рассказывала о военной операции по крайней мере нейтрально.

НТВ рассказывала о второй - "путинской" - войне в Чечне, мягко говоря, иначе. Тед Тернер проявил себя, на мой взгляд, более дальновидно.

Есть и еще одно отличие: американец создавал CNN за свои деньги. "Телекомпания CNN была основана 1 июня 1980 г. бизнесменом Тедом Тернером, уверенным в том, что у кабельной новостной службы большая потенциальная аудитория и что проект в ближайшем будущем начнет приносить прибыль. Однако в первый год существования CNN приносила Тернеру только убытки. Станция теряла более $2 млн ежемесячно, и спустя год банки, финансировавшие создание CNN, потребовали от Тернера погасить долги и закрыть канал. По словам самого медиамагната, он не бросил канал только из-за собственного идеализма. Тернер убедил банки продлить срок кредитов, правда, при этом ставки по ним были повышены с 9% до 18% годовых", - пишет Sostav.Ru.

Хозяин НТВ должен был найти компромисс или с кредитором, или с исполнительной властью, или гордо вернуть деньги. Только в этом случае его можно было бы сравнивать с американским коллегой. В отличие от американского, российский медиамагнат не потрудился сделать ни первого, ни второго, ни третьего.

Трудно понять, почему Виктор Шендерович, Владимир Познер или Константин Райкин так привязаны к кремлевским деньгам, государственному телевидению или театру, почему они не продолжают свою работу самостоятельно, без оглядки на власть. Сегодня для этого есть все возможности. Не продлили контракт? Не проблема: есть свободный YouTube - творите! Договоритесь со спонсорами о стартовых инвестициях (они сравнительно небольшие), выкладывайте свои работы на видеохостинг, собирайте подписчиков, лайки - капитализируйте проект. Станьте по-настоящему независимыми, в конце концов.

Признаться, я вообще не понимаю, о какой цензуре идет речь. У меня, как сегодня у многих, есть собственный блог, где я самовыражаюсь без редактора, корректора и, конечно, без сотрудников главлита. Однако Андрей Звягинцев почему-то сообщает обществу о существующем тайном запрете на публикацию текстов.

Это ложь - сотни тысяч самых необычных письменных опусов и видеороликов гуляют по бескрайним просторам интернета, распространяются совершенно свободно. Среди этой массы есть откровенно слабые, среднего уровня и поразительно талантливые. Никогда еще литература, кино и другие виды искусства не знали ни такой свободы, ни таких тиражей. Разумеется, если гении кинематографа, тележурналистики или театра, отметившиеся в дискуссии о цензуре, выйдут на эти просторы, они мигом станут самыми популярными блогерами благодаря своим именам и своим недюжинным способностям.

Другое дело, что за такое народное творчество редко или мало платят, особенно поначалу. Но ведь Константин Райкин говорил не о деньгах. Или все же о них?

Павел ШИПИЛИН |
Выбор читателей