Санта-Клаус на все забил

Все воюют. Крутой сценарист разбирается с начальством, Санта задолбался дарить подарки, дежурный по моргу борется с маньяком, а якудза отстаивает право считаться жесточайшей бандой на свете

Смех на 23-м этаже (Neil Simon’s Laughter On the 23rd Floor)
США, 2000, 103 мин. ТВ
Режиссер: Ричард Бенджамин
В ролях: Натан Лейн, Сол Рубинек, Зак Гренье, Виктор Гарбер

Каждые пару лет Александр Масляков устраивает очередной юбилей, служащий поводом заново рассказать, как злобные чиновники давили и закрывали КВН. Хотя ему надо бы их благодарить и увешать их портретами всю сцену и холл МДМ. Работай Масляков на западном ТВ – уже после первого снятия с эфира оказался б на улице, а сейчас, в лучшем случае, работал бы массовиком-затейником в сельском клубе.

Макс Принц (Натан Лейн), ведущий собственного юмористического шоу, не имеет ни малейшего представления о проблемах российских коллег, но по законам диалектики сталкивается с теми же проблемами. Каждую пятницу он выпускает полуторачасовое шоу. Каждое воскресенье, скушав литр-полтора вискаря, объявляет войну начальству. Каждый понедельник, протрезвев, благополучно о ней забывает. Главная же проблема Макса заключается в том, что он слишком умен. Не хотят телезрители тонких шуток по мотивам Шекспира, им нужны анекдоты на бытовую тему. Шоу Макса постепенно уступает главному конкуренту – заокеанскому аналогу "Играй, гармонь". Шпарящий на баяне придурок – это просто, понятно, доступно, а в нужных местах, для особо тупых, звучит бодрый закадровый смех. И нефиг выкаблучиваться. Будь проще, говорят Максу, и люди к тебе потянутся. Но он не хочет быть проще, потому ему сокращают время эфира, режут сюжеты, закрывают передачу...


Однажды на Рождество (Once Upon A Christmas)
США, 2000, 95 мин.
Режиссер: Тибор Такач
В ролях: Джон Дай, Майкл Гилден, Кэти Айрленд

Только вообразите, сколько веков, если не тысячелетий, Санта-Клаус каждый год как лось носится по миру с мешками бонусов. Лезет в дома через дымоходы, форточки, щели почтовых ящиков, чтобы проснувшиеся поутру дети могли порадоваться игрушкам и шоколадкам. Вот только от его стараний добра в мире не прибавляется. Хуже того, с каждым годом список детей, достойных подарков, все уменьшается. А отдельные лоботрясы так уже и в самого Санту не верят. Задолбало это старика по самую шапочку с помпончиком.

Накануне очередного Рождества список "хороших" детей оказался настолько коротким, что Санта решил забить на праздник и уехать в отпуск куда-нибудь на Гавайи. Жена и дети (оказалось, что у Санты есть семья, а не только олени) попытались его переубедить, но тщетно. В конце концов решили, что младшая дочь, Кристина, отправится "в люди" и постарается перевоспитать двух особо плохо-себя-ведущих детишек. Если ей это удастся, то Санта вернется к исполнению обязанностей.

Кристина, одетая во все белое, как на рекламе прокладок, устраивается домомучительницей в семью Морганов. Объекты воспитания – Кайл 13-ти лет и Бритни 10-ти лет – типичные американцы, ведут себя как вожди краснокожих, но в душе хорошие и верят в сказки. Одновременно с исправлением детей у нашей Снегурочки возникает светлое чувство к их папе. Идиллию портит лишь вьющаяся поблизости старшая сестра Кристины, мечтающая отправить отца в отпуск и самой стать "Бабой Мороз".

Семейное американское кино. Насквозь фальшивое и приторное до сведения скул.


Ночное дежурство (Nightwatch)
США, 1998, 107 мин.
Режиссер: Оле Борнедаль
В ролях: Эван МакГрегор, Патриша Аркетт, Джон Бролин, Ник Нолти

Мартину (Эван МакГрегор) нужна работа, чтобы платить за учебу. Причем такая работа, "чтобы поменьше работать". Вакансий начальников не оказалось, потому пошел он ночным сторожем в морг. А что? Тишина, покой... Хоть книжки наконец удастся почитать. Реальность оказалась несколько отличной от мечты, а морг – местом более зловещим. Длинные коридоры с мерцающими лампочками, в которых постоянно приходится выключать свет. В покойницкой над каждым трупом висит шнурок, дернешь – включится сирена. Но при этом на двери изнутри нет ручки. А вдоль коридора мертвые с косами стоят. И тишина-а-а...

В одно из дежурств привозят очередной труп, жертву бушующего в окрестностях маньяка, режущего проституток и выковыривающего им глаза. Вместе с трупом прибывают неприятности. Происходит череда странных событий, после которых Мартин понимает, что его хотят элементарно подставить – выдать за маньяка. Приходится начинать собственное расследование. Как назло, народ вокруг подобрался странный, если не сказать больше: доктор с сумасшедшими глазами (Брэд Дурифф), полицейский с мутными глазами (Ник Нолти), друг Джеймс (Джон Бролин) с глазами почти нормальными, но способный на дикие поступки: то в баре подерется, то проститутку снимет – абсолютно безбашенный парень. Круг подозреваемых широк изрядно.

Очередная неудачная вариация на тему "Игры, в которые играют маньяки". Датский режиссер Оле Борнедаль снял римейк собственного же фильма 1994 года "Nattevagten". Видеть его мне не довелось, но вряд ли он хуже нынешней версии. Что интересно, фильм полтора года держали в заначке, видимо надеясь, что станет МакГрегор звездой. Когда надежда не оправдалась, плюнули и выпустили. Надо отдать должное, первая половина фильма очень даже ничего. Прекрасно показан морг – жуткое мурашкогоночное место. Мрачная, почти хичкоковская атмосфера. Но когда начинается действие, заканчивается страх, хотя, вроде бы, должно быть наоборот. Все становится глупым и предсказуемым.


Гонин (Gonin)
Япония, 1995, 120 мин.
Режиссер: Такаси Исии
В ролях: Такеши Китано, Коичи Сато, Масахиро Мотоки

Бандай (Коичи Сато), владелец разорившегося ночного клуба, крепко задолжал якудзе. Вроде и сумма небольшая, но якудза – это такие парни, которые и за червонец закатают в цементный тазик и отправят к рыбам. Раз должен денег, но не можешь отдать, логично взять еще. А уже из них отдать. Или не отдать. По настроению. Только брать надо хором, подкрепив доброе слово пистолетом. Бандай находит еще четырех просителей, получив предварительно от каждого из них по морде: голубого шантажиста, бывшего полицейского, сутенера и психованного экс-бизнесмена. Гонин – это, собственно, и означает "пять". Впятером пошли на дело – грабить якудзу, что, безусловно, является самым изощренным способом самоубийства, который только можно придумать. Дело выгорело. Теперь по их следам помимо обычных боевиков идет еще парочка наемных убийц во главе с Такеши Китано, одноглазым, но упорным, как Терминатор.

"Гонин" поначалу очень похож на классический "черный" фильм, жестокий и кровавый, если бы не несколько режиссерских провокаций (в основном сексуальных). Глубоких мыслей не заметно, но чисто эстетическое удовольствие от просмотра гарантировано.

Остается лишь несколько вопросов. Где знаменитая японская сдержанность? Все герои вспыхивают как порох, бросаясь по малейшему поводу в драку. И почему основным оружием является бейсбольная бита, а не катана, к примеру? Мораль же такова: мафия может состоять сплошь из идиотов, но это – организация, она всегда побеждает. "Потому что они – БАНДА!" Единица – ноль, и японцы это понимают лучше всех.

Выбор читателей