Москва – Петербург: преступники душат ученых

Вчера в Москве был убит директор Института психологии РАН Андрей Брушлинский, а в Санкт-Петербурге вынесли приговор убийцам профессора Леонида Ступина

Год 2002 начался для российской интеллектуальной элиты трагично. 11 января в Санкт-Петербурге от нанесенных неизвестными преступниками травм умер академик Игорь Глебов. Жестоко избив ученого, бандиты похитили у него мизерную пенсию. 27 января в Москве жертвой налетчиков стал профессор МГУ Алексей Хохлов. Отобрав у него деньги, грабители скрылись; профессор, к счастью, не пострадал. Вчера стало известно о трагической гибели еще одного ученого – 69-летнего директора Института психологии РАН, члена-корреспондента Российской академии наук Андрея Брушлинского: преступник оглушил его ударом по голове, а потом задушил. Следствие рассматривает несколько версий случившегося, в том числе и ту, по которой Брушлинский стал жертвой уличных грабителей, орудующих на территории Юго-Западного округа столицы и совершивших уже более десятка разбойных нападений на запоздалых прохожих. Кто будет следующим? А сомнений в том, что этот следующий будет, увы, не возникает...

Зато возникает другой вопрос: какое наказание ждет преступников? Конечно, при условии, что доблестные сыщики сработают так же оперативно, как в случае розыска похищенного джипа сатирика Жванецкого... В свете этого вопроса обратимся еще к одному событию дня вчерашнего: в четверг городской суд Санкт-Петербурга вынес приговор преступникам, виновным в убийстве профессора Санкт-Петербургского государственного университета Леонида Ступина.

Профессор Ступин заведовал кафедрой экономики СПбГУ, являлся автором нескольких десятков научных работ и монографий и был лауреатом нескольких международных премий. Кроме столь плодотворной научной работы, Леонид Ступин трудился и в коммерческой организации: он являлся начальником отдела международных связей в ЗАО "Дэвиз Консалтинг Интэрнешнл Лтд". Понятно, что профессор мог достойно себя обеспечить: в доме ученого, расположенном в поселке Репино, кроме дорогой видео-, аудио- и компьютерной техники хранились многочисленные золотые изделия, коллекционное столовое серебро и букинистические раритеты.

Как установило следствие, с марта 1998 года на приусадебном участке у Ступина трудились наемные работники – Василий Котельников, Дмитрий Бондаренко и Максим Какунин. Жили они в отдельном домике для гостей, но профессор не ограничивал молодым людям доступ в свой дом. Через два месяца между рабочими и профессором произошел конфликт: троица пришла к выводу, что "богатенький" ученый – банальный жлоб, который имеет наглость слишком дешево оценивать их нелегкий наемный труд. У профессора на этот счет было совершенно противоположное мнение: он считал, что заранее оговоренных денег за выполненный объем работ молодым людям вполне достаточно. И тогда оскорбленные в лучших чувствах работники задумали отомстить работодателю.

Около 7 часов утра 16 мая 1998 года, во время ежедневной утренней пробежки Ступина Бондаренко и Какунин напали на него и избили. Однако профессор был в хорошей спортивной форме и сдаваться без боя не собирался: во время драки он оказал преступникам яростное сопротивление. Но силы были неравны... Пока Бондаренко и Какунин держали профессора, третий наемный работник – Котельников – накинул ему на шею веревку и задушил.

Расправившись с "жадным ученым", преступники – как следует из материалов уголовного дела – спрятали тело в бельевом шкафу в профессорском доме и принялись упаковывать технику и ценности. Всего было похищено имущества на общую сумму в 425 тысяч 410 рублей. Вечером того же дня Бондаренко, Какунин и Котельников перенесли тело Ступина в яму, вырытую неподалеку от дома, засыпали арматурой и кирпичами, а сверху залили цементным раствором. Вернувшись затем к дому, Котельников обратил внимание на таксу – потерявший хозяина пес бегал по двору и выл. Осознав, что беспокойное животное может указать место захоронения, Котельников и Какунин поймали собаку, задушили ее и утопили останки в болоте.

Похищенные ценные вещи были перевезены на квартиру в Петербурге, которую специально для этой цели снял Котельников, и впоследствии реализованы. В начале 1999 года убийца профессора все-таки попал в поле зрения правоохранительных органов, правда, лишь по подозрению в совершении серии краж и разбойных нападений. На время ведения следствия Котельников был отпущен под подписку о невыезде. Это время он решил провести с пользой для себя, что, впрочем, и привело к завершению его криминальной карьеры.

11 января 1999 года Котельников принял участие в вооруженном нападении на автомобиль ГАЗ-3110 на 30-м километре автодороги Петербург – Мурманск. В том месте расположена заправка "Юкос", и автомобили часто останавливаются на удобной стоянке неподалеку. Около восьми часов вечера Котельников и трое его подельников, вооруженные охотничьим ружьем ИЖ-16 и газовым пистолетом, переделанным под стрельбу боевыми патронами, подошли к автомобилю, стоявшему в укромном месте. Хозяин машины и его пассажирка занимались любовью на заднем сиденье. Выгнав парочку на снег, напавшие забрали всю их одежду и скрылись. Лишь после этого бандиты были задержаны. А уже на следствии выяснилась причастность Котельникова к убийству профессора Ступина.

Итак, вчера городской суд Петербурга вынес свой вердикт. 24-летний Василий Котельников, затянувший веревку на шее Ступина, признан виновным в убийстве и разбойных нападениях и приговорен к 25 годам лишения свободы с конфискацией имущества. Максим Какунин, помогавший расправиться с ученым, – к 10 годам лишения свободы. Третий преступник, Дмитрий Бондаренко, до сих пор находится в федеральном розыске.


P.S. Кстати, не далее как в эту среду министр юстиции РФ Юрий Чайка в ходе встрече с Владимиром Путиным предложил снизить максимальные сроки лишения свободы с 25 до 15 лет... По мнению министра, законодательное закрепление данной поправки позволит сократить численность осужденных в местах лишения свободы и не повлияет на эффективность достижения цели уголовного наказания.

Выбор читателей