Дирижабль над вечностью

Сборная команда Transatlantic, включающая лучших прог-музыкантов Европы и Америки, в качестве символа группы избрала дирижабль – как символ свободного, но управляемого полета

Transatlantic – "Bridge Across Forever"(2001)
К стыду своему, год назад первую пластинку квартета я поначалу "проспал" и приобрел по рекомендации продавца (повезло: среди торгующей братии иногда встречаются те, кто не только "впаривает всякие там сидюки лохам", но еще вдобавок любит музыку и разбирается в ней!). Впрочем, долгие уговоры не понадобились: достаточно было прочесть имена участников этого суперпроекта. Басисту Pete Trewavas (Marillion) или барабанщику Mike Portnoy (Dream Theater) рекомендации уже тогда были без надобности; работы The Flower Kings (откуда "родом" гитарист Roine Stolt) как раз только-только "пошли в массы". Четвертый музыкант – Neal Morse – на тот момент оставался для большинства российских слушателей "темной лошадкой" (это сегодня дошла очередь и до Spok’s Beard), хотя именно он был основным композитором первой пластинки... В итоге "SMPT: E" прописалась потом в моей CD-вертушке примерно на две недели. Теперь же – дифирамбы в адрес дебютной пластинки полностью справедливы и для второго альбома. Диск, честно набитый музыкой под завязку (77 мин.), содержит весь "джентльменский набор" прежних ассоциаций, границы которых сегодня протянулись от пост-битловского многоголосия, пинкфлойдовского психоделического блюза и ELP-овской "осмысленной какофонии" и до лучших образцов "нео-прогрессив-рока". К коим, безусловно, стоит отнести и "Bridge Across Forever".
(****)

Gracious – "This is... Gracious!" (1970/72)
Вот вам еще пример, что иногда может получиться из школьного ансамбля. В 1964-м (под именем Satan’s Disciples) ученики католической школы исполняли на танцульках незамысловатые поп-песенки (в основном кавер-версии чужих хитов), но за три последующих года занятие это ребятам весьма поднадоело, кроме того, постепенно практически сложилась концептуальная программа из собственных произведений. К 1968-му от оригинального состава оставались только гитарист Alan Cowderoy и поющий барабанщик Paul Davis. Новобранцы Tim Wheatley (bass), Martin Kitcat (keyboards) и Robert Lipson (drums) органично вписались в группу, переименованную к тому времени в Gracious (в итоге Дэвис оставил барабаны и обосновался за микрофонной стойкой). Обновленный коллектив дал серию концертов в клубах Германии и едва не выпустил пластинку (запись так и осталась где-то в архивах студии), однако поворотным событием для группы стали несколько совместных выступлений с только-только образовавшимися King Crimson. Клавишник Kitcat, очарованный возможностями недавно появившегося меллотрона, немедленно ввел его в звуковую палитру Gracious в качестве лидирующего инструмента; background-орган часто дополнял "сказочный" тембр меллотрона, делая звук ансамбля более объемным. Первая пластинка, записанная в 1970-м, почти уже не содержала отголосков "битового" прошлого, ассоциируясь скорее с King Crimson и Genesis (будучи, правда, чуть "блюзовее"); второй альбом (1972) звучит ближе к Colosseum. Однако, несмотря на авторитетные аналоги и красочные музыкальные решения, оба альбома Gracious большого коммерческого успеха не получили, что в итоге и привело к распаду группы... Впрочем, из "новых" имен, отслушанных за последние полгода, этот двухплитник (переизданный "в буржуинстве" в 1995-м) показался все же слишком интересным, чтобы "по умолчанию" и по рейтингу продаж причислять группу ко "второму эшелону".
(****)

Великие композиторы Испании (серия "Шедевры музыкального искусства")
Позвольте еще раз затронуть тему испанской музыки, правда, на этот раз речь будет не о традиционном фламенко, а о музыке, которую теперь принято считать испанской "классикой". К слову сказать, немецких старинных композиторов знают все (Бах, Гендель, Бетховен, Брамс, Вагнер...), а вот кто назовет хоть одного испанца-"классика"? Вспомните "Аранхуэзский концерт" Родриго (естественно, он здесь тоже присутствует) – отлично, но дальше этого дело вряд ли пойдет. Потому что Бизе, увековечивший образ Кармен, был все же французом, а имена испанских композиторов де Фалья или Сарасате известны не столь широко. Опять же, в качестве традиционного испанского инструмента все назовут гитару, еще скрипку – с оглядкой на цыганские корни фламенко. Вы удивитесь: четверть времени звучания занимают пьесы, написанные для фортепиано – с оркестром ("Ночи в садах Испании" М. де Фалья), в дуэте с нежной скрипкой ("Испанский танец ми минор" Гранадоса) или соло ("Маха и соловей" из цикла "Гойески") – последняя чем-то схожа с пьесами Чайковского. Гитарная классика представлена "Кастильей №7" Альбениса (в которой угадываются черты популярной среди жителей этой испанской провинции сегедильи) и "Испанским танцем" Фалья (вещь, вообще-то, на слуху – просто мало кто помнит автора). Знаменитая "Кармен" тоже наличествует – правда, в виде "Фантазий на тему оперы Ж.Бизе" испанского скрипача и композитора Сарасате. Уже упомянутый "Концерт для гитары и оркестра "Аранхуэз" Родриго завершает этот том музыкальной хрестоматии. Именно хрестоматии – потому что большинство пластинок серии дают обзорное представление о музыке той или иной страны. Но, наверное, если вы лишь немного интересуетесь классической музыкой, лучшего варианта, чем "best of...", вам и не понадобится?
В той же серии уже изданы "Великие композиторы Германии" – однако, как уже говорилось, там все куда более предсказуемо и традиционно...

Выбор читателей