Сколько стоит террорист-смертник

Террористами-смертниками не рождаются. Их воспитывают с детства. Когда "человеческая бомба" окончательно подготовлена, путь назад отрезан полностью и отказ от теракта невозможен ни при каких обстоятельствах

Традиция добровольного самопожертвования "воинов ислама" во имя Аллаха имеет давнюю историю – по меньшей мере 800 лет. Впервые использовали фанатиков-самоубийц для своих целей основатели шиитской секты ассасинов. Создал эту секту Хасан ас-Сабах. Смерть в борьбе с противником была для каждого ассасина высшей честью. Они свято верили, что в этом случае попадут прямо в рай, и стремились к гибели от рук врагов.

Человек, возродивший идею "самоубийства во имя ислама" в современную эпоху, – имам Хомейни. После исламской революции в Иране в 1979 году он постановил: самопожертвование во имя Аллаха – путь, который обязан избрать для себя каждый правоверный мусульманин.

Первыми, кто принял слова духовного вождя как руководство к действию, были боевики террористической организации "Хезболла", действовавшей в Ливане. В апреле 1983 года произошел первый теракт-самоубийство. Камикадзе взорвал себя, въехав на грузовике на территорию посольства США в Бейруте. Погибли 60 ни в чем не повинных граждан. Спустя полгода террористы-смертники "Хезболлы" осуществили еще два теракта в Бейруте: один рядом со штабом ВМС США, второй – близ командного пункта ВМС Франции. Погибли 200 человек.

С тех пор как Израиль стал главным врагом этой проиранской организации, ее камикадзе осуществили десятки терактов-самоубийств против солдат ЦАХАЛа (Армия обороны Израиля). Первый такой теракт был совершен в 1994 году в здании командного пункта израильского армейского контингента в ливанском городе Сайда.

Именно инструкторы "Хезболлы" научили палестинцев готовить теракты с участием самоубийц. Это происходило в период, когда правительство Ицхака Рабина выслало в Ливан 415 активистов палестинской организации ХАМАС. Все депортированные получили материальную, финансовую, моральную и идеологическую помощь от "Хезболлы", которая включала также обучение методике подготовки камикадзе.

Террористами-смертниками не рождаются. Их воспитывают с детства.

По оценкам израильских спецслужб, религиозным самоубийцам в основном от 14 до 20 лет (впрочем, бывают и постарше), причем ими могут быть как мужчины, так и женщины. Многие из них потеряли за время израильской оккупации кого-нибудь из близких людей и переживают, что не смогли отомстить. Самопожертвование они рассматривают как возможность реабилитации и получения статуса "шахида" (мученика). В большинстве своем это выходцы из бедных семей, не имеющие образования и работы. Родители отдают своих детей, которых не в состоянии обеспечить, в многочисленные школы ислама, расположенные в секторе Газа. Там не изучают математику и прочие науки – там учат умирать с именем Аллаха.

Кстати сказать, ХАМАС, например, платит родителям за будущего камикадзе около 1000 долларов в месяц и ставит школьников на полное довольствие. В знак благодарности ученики с особым усердием усваивают науку религиозной борьбы и символической смерти. Высшей ступенью образованности считается звание "шахида" – мученика Аллаха в священной войне, а смерть – исполнением священного завета борьбы с неверными.

Обучение проходит по единственному учебнику – Корану. Дети заучивают только те места, где говорится о борьбе с неверными и идеализируется добровольная мученическая смерть за веру. Учителя ловко подбирают цитаты, чтобы обосновать религиозное значение самоубийственного террора. А между тем в Коране и в словах пророка Мухаммеда совершенно отчетливо, даже сильнее, чем в христианском учении, выражен запрет самоубийства.

Особое внимание уделяется тренировке выдержки и умения концентрации, способности постоянно и повсюду находиться во враждебном окружении, а также вдалбливанию образа врага (который воплощают Израиль и Америка).

На последней стадии обучения учеников делят на группы по пять человек и полностью изолируют от общения с родными и близкими. Они проходят интенсивный курс политической и духовной подготовки к предстоящей операции. Информацию о месте и времени проведения теракта они получают за один-два дня. Обращаться со взрывчатыми веществами их учат непосредственно перед террористическим актом, чтобы не было времени передумать.

Террористические акты тщательно планируются. Нередко террористам-смертникам помогают "ассистенты", которые доставляют взрывчатку в условленное место за несколько минут до проведения операции. В течение недели накануне теракта два "ассистента" постоянно находятся рядом с "шахидом" и следят за его душевным состоянием. Они докладывают старшему инструктору о малейших признаках сомнений или колебаний. Тот немедленно прибывает и приступает к укреплению решимости нестойкого "шахида". Путь назад отрезан полностью, и отказ от операции невозможен ни при каких обстоятельствах.

Промывка мозгов в таких школах стирает все краски жизни, заменяя их идеологией жертвенной смерти. Беднягам внушают, что первая же капля крови, пролитая ими, смывает все их прошлые грехи. Погибнув вместе с врагами ислама, мученики немедленно попадут в рай, где у врат каждого встретят 72 прекрасные гурии, которые будут обслуживать их в райском саду и обеспечат вечное блаженство.

Что представляет собой сегодняшний террорист-смертник?

Никто из них не имеет ярко выраженной психологической склонности к самоубийству. Образовательный и имущественный ценз самый разный, как и социальный статус. По сведениям израильских спецслужб, двое "шахидов", например, были сыновьями миллионеров. Единственное, что их объединяет, – это неистовая религиозность и убежденность, что миссия, для которой они избраны, абсолютно законна с точки зрения ислама. Они знают наизусть большие отрывки из Корана и хорошо разбираются в тонкостях мусульманского законодательства. Однако их представления о христианстве связаны в основном с эпохой крестоносцев. Иудаизм и сионизм они считают синонимами. Они убеждены, что Запад испытывает страх перед исламом и что конечная победа над всеми его врагами обещана Аллахом. Их главным аргументом в дискуссиях на эту тему служит утверждение: "Так написано в Коране".

К Израилю они испытывают бешеную ненависть и неустанно повторяют, что исламская Палестина будет освобождена. На вопрос, испытывают ли они какие-либо сомнения, убивая невинных людей, следует неизменный ответ: "Израильтяне убивают наших детей и женщин".

Директор Института исследования терроризма межотраслевого центра в Герцилии так рисует портрет палестинского террориста-смертника. Это молодой человек, который выделяется своей ортодоксальной верой в Аллаха. Он погружен в себя и замкнут, но все же каким-то образом демонстрирует свою твердость и стойкость. Именно на этих качествах основывается способность к самопожертвованию. Социально-экономический статус семьи, из которой он вышел, чаще всего довольно низкий. Когда самоубийца совершает теракт и причисляется к "шахидам", общественный статус его семьи существенно повышается.

С точки зрения организаторов террористических акций, "человеческая бомба" – самое дешевое оружие в их арсенале. Все, что требуется для ее изготовления (разумеется, кроме самого "шахида"), – это гвозди, порох, электрическая батарейка, переключатель, короткий кабель, ртуть (извлекается из термометров), ацетон и специальный пояс с карманами для шести-восьми взрывпакетов. Общая стоимость одной "человеческой бомбы" не превышает 150 долларов. Кроме того, спонсоры выплачивают семье "шахида" от трех до пяти тысяч долларов.

Желающих пополнить ряды террористов-смертников очень много. Поэтому отбор проводится тщательно и кандидаты должны соответствовать определенным критериям, наиболее важный из которых – глубокая религиозность. Иногда мулла рекомендует наиболее ревностных молодых людей из своей мечети и помогает им стать "шахидами". Одним из "технических критериев" является внешнее сходство с израильтянами и способность с помощью несложного грима стать похожим на еврея.

Инструктор ХАМАСа так объяснил суть подготовительной работы с "шахидом": "Мы фокусируем его внимание на предстоящей встрече с Аллахом и пророком Мухаммедом, на вечном блаженстве в райском саду, на возможности ходатайствовать за своих близких, на семидесяти двух девственницах, а также на необходимости борьбы с Израилем за освобождение Палестины. Последовательность этих вопросов очень важна, и мы строго придерживаемся такого порядка".

Террористический акт не заканчивается со смертью "шахида" и гибелью людей, убитых при взрыве. После этого ХАМАС и "Исламский джихад" начинают активную пропагандистскую кампанию, прославляющую героя. Они распространяют видеокассету с его последним обращением к Аллаху и призывом следовать по такому же пути. Его самопожертвование становится темой проповедей в мечетях и воспевается в тысячах листовок, постеров и газетных публикаций. В районе, где он жил, появляются многочисленные граффити, рассказывающие о его героической смерти. В его честь слагаются стихи и песни.

Семья "шахида" отмечает его смерть так же торжественно и весело, как празднуют свадьбу. Многочисленные гости поздравляют родителей, братьев и сестер. Мать радостно завывает, славя Аллаха, который даровал такую честь ее семье. Разговоры сосредоточены на одной теме – теме блаженства, которое сейчас испытывает "шахид баталь" (мученик-герой) в райском саду.

Один чудом уцелевший террорист-смертник признался: "Время подготовки к операции было самым счастливым в моей жизни. Мы постоянно молились, читали друг другу стихи Корана и находились в состоянии непрерывного веселья. Мы предвкушали скорую встречу с пророком Мухаммедом. Сомнения были нам неведомы. Мы знали, что место в райском саду уже приготовлено для нас. Существуют и другие пути участия в джихаде, но путь "шахида" – самый сладостный...".

Выбор читателей