"Второй "калашников" рухнул из-за старости

Конструкторы выделяют две основные причины участившихся катастроф вертолетов семейства Ми: изношенность техники и нарушение условий эксплуатации в воздухе и обслуживания на земле

Сегодня продолжилось расследование причин аварии вертолета Ми-8, рухнувшего на юго-восточной окраине Грозного в четверг. Сейчас комиссия, возглавляемая главкомом ВВС Владимиром Михайловым, близка к окончательному определению причин катастрофы.

Напомним, на борту потерпевшего катастрофу Ми-8 находилось 10 человек, среди которых три члена экипажа, двое медиков и пятеро военнослужащих. Сначала стало известно, что в живых остался только бортмеханик, который в тяжелейшем состоянии госпитализирован, однако сегодня Yтром поступили уточненные данные из штаба Объединенной группировки войск, согласно которым в катастрофе уцелели трое человек. Во всяком случае, генерал-полковник Владимир Михайлов, находящийся на месте трагедии, посетил в госпитале раненых.

Всю прошлую ночь в районе катастрофы дежурили бойцы комендантского взвода, подъезды к месту падения вертолета были заблокированы. Члены межведомственной комиссии – офицеры Федеральной пограничной службы, представители военной прокуратуры и эксперты-криминалисты ФСБ и МВД – прибыли на юго-восточную окраину Грозного сегодня рано Yтром и продолжили работу.

"Черные ящики" были обнаружены еще вчера вечером и доставлены для изучения в специальную техническую лабораторию в Моздоке. По предварительным данным, озвученным В.Михайловым, вертолет поисково-спасательной службы 4-ой воздушной армии потерпел катастрофу в результате технической неисправности. Но точную картину произошедшего можно будет установить только после детального изучения бортовых самописцев.

Поэтому на настоящем этапе рассматриваются и другие версии. Например – ошибка экипажа. Правда, против этой версии активно возражает командование 4-ой армии ВВС и ПВО, которой принадлежал разбившийся Ми-8. Как заявили РИА "Новости" в командовании армии, "закрутить" вертолет, а именно это, по словам очевидцев трагедии, произошло с Ми-8, из-за ошибки пилотирования не могло, так как вертолетом управлял очень опытный "слетанный" экипаж. Поэтому командование армии на данной этапе одной из основных причин катастрофы называет потерю управления машиной. Правда, версии причин, из-за которых произошла потеря управления, не выдвигаются.

"Объективно говорить о причинах аварии можно только по завершении расследования, поэтому о последних авариях сказать пока ничего нельзя, – объяснили корреспонденту "Yтра" в пресс-службе АКБ "Вертолетный завод им. Миля", – Но, резюмируя итоги предыдущих расследований, можно выделить две главные причины: изношенность техники и нарушение условий эксплуатации в воздухе и обслуживания на земле.

По словам авиаконструкторов, в настоящее время вертолет Ми-8 используют почти 80 государств мира, и на сегодняшний день построено около 12 тыс. машин. "Даже по теории вероятности, – продолжил наш собеседник, – аварии с такого типа вертолетами должны происходить чаще, чем с другими. Но дело, конечно, не только в этом. Сейчас даже невозможно сказать, где находятся многие машины, а тем более определить, в каком они техническом состоянии. После распада Советского Союза многие Ми были проданы, что называется, налево и направо. Особенно в этом процессе "отличились" Польша и Украина. Известно, например, что после ареста лидеров японской секты "Аум Синрике", у членов секты обнаружили два наших вертолета Ми-8. Ведь Ми-8 – это "грузовик", который летает по всему миру. Мы пытались проследить, где же они не эксплуатируются, и не смогли этого сделать. В отличие от зарубежных машин, наши используются практически при любых условиях. Поэтому Ми-8 называют "вторым "калашниковым".

Как известно, российские Вооруженные силы давным-давно ничего не покупают. Поэтому машины все довольно изношенные. Чего греха таить, отнюдь не всегда организации, те же воинские части, соблюдают правила эксплуатации. Во-вторых, - особенно это касается среднеазиатских и закавказских эксплуатантов - вертолет применяют в тех условиях, когда это не возможно. Если помните, около года назад разбился Ми-8 с делегацией ООН на западе Монголии. Тогда монгольское правительство послало вертолет в отличном состоянии и с опытным экипажем во время снежных разрядов, когда видимости практически не было. И при посадке пилот не заметил, что грунт, на который он сажает машину, имеет большой уклон. В итоге вертолет перевернулся, скатился, и, как часто бывает при таких случаях, загорелся и взорвался.

После расследований происшествий ни к нам, как к опытному разработчику, ни к заводам-изготовителям, находящимся в Казани и Улан-Удэ, претензий практически не бывает. Ми-8 летает уже 40 лет, и за это время из него сделали "конфетку". Машина еще лет двадцать будет одним из основных видов экспорта".

... А тем временем продолжаются поиски вертолета Ми-24, исчезнувшего при заходе на посадку в Ханкале в минувшее воскресенье. Зоной поиска остается территория от окрестностей Грозного до ингушской станицы Слепцовская. По данным пресс-службы Северо-Кавказского регионального управления Федеральной пограничной службы РФ, работа не была свернута даже после вчерашней катастрофы Ми-8, и сегодня на поиски снова вылетели 10 армейских и пограничных вертолетов. Предполагается, что вертолет из-за возникшей в воздухе нештатной ситуации потерпел катастрофу, а после падения его засыпало или снежной лавиной, или селевым камнепадом.

Во время подготовки данной статьи стало известно о еще одной аварии. При перлете из Ханкалы в Буденновск потерпел катастрофу вертолет Ми-8 ВВС России. Через 12 минут после взлета с аэродрома Ханкалы с вертолетом была потеряна связь. По данным Минобороны, Ми-8 упал на землю и разбился. На борту находился экипаж из трех человек и несколько пассажиров. Об их судьбе пока данных нет.

Выбор читателей