Разгром "кронштадтской" банды

Банда из девяти человек, обвиняемых в организации преступного сообщества, бандитизме, разбое, убийствах и незаконном хранении оружия, предстанет перед Ленинградским областным судом

Когда преступления только планировались, никто не собирался убивать потерпевших, однако жажда наживы оказалась сильнее здравого смысла. Теперь банда из девяти человек, обвиняемых в организации преступного сообщества, бандитизме, разбое, убийствах и незаконном хранении оружия, предстанет перед Ленинградским областным судом.


...Идейными вдохновителями "крондштадской" банды следствие считает двоих подсудимых: официально не работающего Сергея Анашкина и частного предпринимателя из Кронштадта Вадима Уличева. Анашкин несколько лет прослужил в Военно-морском флоте, на корабле, приписанном к Кронштадтской военной базе, где у него осталась масса знакомых и друзей. Остальные члены преступного сообщества, ставшего со временем настоящей грозой "дальнобойщиков" на трассах Ленинградской области, – Александр Крутько, Павел Артемьев, Александр Челноков, Алексей Ларкин, Владимир Богданов и Александр Гречко – тоже были из этих мест.

Схему, по которой совершались преступления, придумал Уличев. На эту идею его натолкнула знакомая, Ольга Фомина, которая зарабатывала на жизнь древнейшей профессией, однажды поведавшая Уличеву, каким спросом она пользуется на стоянках у "дальнобойщиков". Анашкин и Уличев посоветовались и разработали план, не отличающийся особой оригинальностью, однако сработавший как минимум пять раз. Основной фокус состоял в том, чтобы Фомина, голосующая на дороге с вполне понятными намерениями, выбирала только автомобили, на номерных знаках которых не стоят цифры 47 и 78, т.е. машины не из Питера или Ленобласти. После этого в любовную идиллию должны были вмешаться мужчины и ограблению похотливого дальнобойщика уже ничто не могло бы помешать. Расчет был прост – иногородние не знают ни расположения всех постов ГИБДД, ни ближайших пунктов милиции. Так что пока потерпевший будет искать правоохранительные органы, нападавшие смогут без проблем скрыться. Единственное, что некоторое время останавливало теоретиков от приведения разработанного плана в действие, – так это отсутствие оружия. Деньги на стволы нашлись... на трассе.

Первый опыт

Перед первым "выходом на сцену" Анашкин и Уличев тщательно изучили трассы, фиксируя расположение стационарных постов ГИБДД, отмечая, где часто дежурят передвижные посты милиции, а где их почти никогда не бывает. Вскоре было выбрано несколько мест, с точки зрения подсудимых, наиболее безопасных. Первой жертвой только что созданной банды стал предприниматель из Вологды Киселев (фамилия потерпевшего изменена). Киселев на своей "четверке" раз в неделю ездил из Вологды в Петербург за промтоварами. Снимал у машины заднее сидение и нагружал ее под завязку стиральными порошками, мылом, зубной пастой и т.д.

4 августа 1999 года он возвращался из Питера в Вологду. Не успел Киселев отъехать от Санкт-Петербурга и 25 километров, как увидел голосующую девушку. Что заставило в общем-то опытного мужика остановиться, неизвестно. Как бы то ни было, Киселев притормозил и после короткого разговора согласился на "скоротечный" половой контакт. Фомина (а это была она) показала водителю съезд в сторону от дороги, где есть полянка, со стороны дороги закрытая деревьями. Полянка действительно нашлась, Киселев остановился и приготовился получить удовольствие. Однако Фомина заявила, что дверь с ее стороны не закрыта, и несколько раз громко ею хлопнула. Это был сигнал затаившимся вокруг машины сообщникам: Анашкин, Уличев и Крутько выскочили из укрытия и бросились к машине. Киселев не успел опомниться, как его вытащили из машины и стали избивать. Подавив волю водителя к сопротивлению, его связали заранее приготовленным скотчем и оставили в лесу, под охраной Богданова (в банде он выполнял роль водителя). Затем отогнали автомобиль Киселева к ближайшему населенному пункту, где перегрузили груз в другую машину. Ездить на "четверке" Киселева посчитали опасным, и машину бросили в лесу. Богданов, продержав Киселева несколько часов, уехал, а потерпевший сумел распутаться и добраться до поста милиции. У него приняли заявление, возбудили уголовное дело, но раскрыто это преступление будет еще не скоро.

Если есть ствол, он обязательно выстрелит

На вырученные от первого нападения деньги Анашкин приобрел огнестрельное оружие. Хотя во время задержания подозреваемых пистолеты, использовавшиеся во время совершения преступлений, милиционеры так и не нашли, по пулям, извлеченным из тел потерпевших, эксперты сделали заключение, что бандиты использовали как минимум три пистолета: калибров 5,6 мм, 7,62 мм и 9 мм. Скорее всего, они "скидывали" стволы сразу после преступления.

Вооружившись, Анашкин и Уличев стали планировать следующее нападение. На этот раз решили играть по-крупному. На легковые автомобили внимание решено было больше не обращать, а "бомбить" грузовые машины с грузом. Уличев заранее арендовал холодильную камеру в поселке Мяглово Всеволожского района, на тот случай, если попадется скоропортящийся груз. И опять несколько дней Анашкин и Уличев на машине Богданова изучали обстановку на дорогах. Подобрав наиболее удачное место, решили действовать.

Следующей жертвой обвиняемых стал 26 августа 1999 года водитель Гаврилов, на автомобиле "Мерседес-бенц" перевозивший мясо из Петербурга в Великий Новгород. Его Фомина остановила неподалеку от города Любань, в Тосненском районе. Недолгий разговор, короткий спор насчет цены за сексуслуги – и Гаврилов впустил путану в кабину. Проехав в указанное Фоминой место, водитель потребовал обещанного. Та безропотно разделась и легла с водителем в спальник за задним сиденьем машины. Когда все было кончено и водитель расслабленно закурил, Фомина зажгла свет в кабине. Тут же подбежали Крутько, Анашкин и Уличев (Богданов ждал в машине, наблюдая за окружающей обстановкой). Гаврилова выволокли из "Мерседеса" и, угрожая пистолетом и ножами, связали скотчем. Забрали документы на груз, на машину и личные деньги водителя. Анашкин и Уличев, выбирая пустынные проселочные дороги, поехали в Мяглово, а Крутько и Богданов остались охранять Гаврилова. Фомину Анашкин и Уличев высадили неподалеку от Всеволожска – свою часть работы она уже выполнила и могла отправляться домой.

Налетчикам досталась 21 тонна 697 кг мяса. Перегрузив его в холодильную камеру, оба подсудимых вернулись к подельникам, охранявшим Гаврилова. Суду еще предстоит разобраться, кто именно убил водителя из Новгорода. Сейчас подсудимые стараются всю вину свалить друг на друга. Сам потерпевший этого рассказать уже не сможет... Как позже установят медэксперты, его сначала душили, а потом выстрелили в голову. Грузовик убитого нападавшие бросили у деревни Сологубовка.

Водилу – в канаву, тачку – на запчасти

"Мерседес" Гаврилова был вторым автомобилем, который преступники бросили. Такое "расточительство" не устраивало Уличева, и он решил организовать "безотходное" производство. Автомобили, которые впоследствии будут изыматься у потерпевших, решено было разбирать на запчасти. Для этой цели Уличев арендовал гараж в Петербурге, неподалеку от дома, где снимал квартиру. Узнав о гараже, Анашкин предложил заняться и легковыми автомобилями. В качестве первой жертвы он предложил своего знакомого Енока Хачиняна, частного таксиста из Выборга. Уличев дал "добро".

14 ноября 1999 года Анашкин, Богданов и Крутько приехали на привокзальную площадь Выборга на автомобиле Анашкина "Форд-Сиера". Остановились в сторонке и стали ждать, когда "Мерседес-200" Хачиняна встанет в очереди под знаком "такси" первым. Как только тот подъехал к знаку, подошел Богданов. Он сел в машину и попросил отвезти его к автобусной остановке в Нижнем Черкасово. Убедившись, что Богданов благополучно договорился с Хачиняном, к той же остановке поехали и Анашкин с Крутько. Когда "Мерседес" подъехал к остановке, там его уже ждали. Хачинян остановился, чтобы забрать друзей своего пассажира, однако дальше ему ехать уже не пришлось – Анашкин подошел к автомобилю и выстрелил хозяину автомобиля в голову (как позже установит экспертиза, из пистолета калибра 7,62 мм, предположительно ТТ). Тело убитого водителя оттащили подальше от дороги и бросили. Машину перегнали в гараж Уличева, впоследствии разобрали и продали по запчастям. Но не все успели воспользоваться вырученными с продажи запчастей деньгами: в ночь с 18 на 19 ноября Крутько был задержан сотрудниками милиции в Гатчинском районе с крадеными вещами.

Первые промахи

На некоторое время банда прекратила бурную деятельность – надо было выручать Крутько, иначе он на следствии мог наговорить лишнего. Для подельника наняли хорошего адвоката, которому удалось добиться его освобождения под залог в 40 тысяч рублей. Деньги были внесены, и 7 декабря 1999 года Крутько вышел из следственного изолятора. Вскоре он будет приговорен к условному сроку заключения. На этот раз буря промчалась мимо...

Следующий эпизод, который вменяется подсудимым, относится к марту 2000 года. Для нападения была выбрана автостоянка между поселками Рябово и Болотница. 23 марта Уличев, Фомина, Челноков и Ларкин подъехали к автостоянке. Но там стояло сразу несколько автомобилей, и преступники не решились на дело. Отъехав несколько километров по трассе, они выпустили на дорогу Фомину. Однако грузовики проносились мимо, не останавливаясь. Простояв пару часов, бандиты решили вернуться на стоянку. На этот раз им повезло: на стоянке был лишь один грузовик. Уличев предложил имитировать поломку машины и попросить помощи у водителей. Так и сделали: "BMW" Уличева остановился неподалеку от грузовика, из машины вышел Ларкин, открыл капот и сделал вид, что копается внутри. "Покопавшись" некоторое время, он направился к грузовику. В кабине сидели два водителя: Челукин и Гамидов. Челукин согласился помочь и направился к легковушке. Не успел он подойти к "BMW", как Уличев вытащил пистолет и посоветовал не двигаться. В это же время к кабине грузовика подошли Челноков и Ларкин. Угрожая пистолетом, они заставили Гамидова выйти. Обыскав обоих водителей и отобрав у них 3700 рублей, напавшие потребовали документы на груз и на машину. Гамидов сказал, что требуемое в кабине, и Уличев повел его к грузовику. В это время Челукин заметил, что Ларкин и Челноков не очень внимательно за ним наблюдают, оттолкнул одного из налетчиков и ринулся в лес. Челноков и Ларкин попытались стрелять в след, но безрезультатно. На шум отвлекся Уличев. Этим, в свою очередь, воспользовался Гамидов: выбив пистолет у Уличева, он рванул что есть силы вслед за напарником. Испугавшись, что выстрелы могли привлечь внимание милиции или проезжавших автомобилей, Уличев приказал уезжать. В результате этого неудачного нападения в правоохранительных органах появились первые неплохие композиционные портреты подозреваемых, составленные со слов Челукина и Гамидова. Кольцо вокруг банды стало стягиваться. Но привыкшие за полтора года к полной безнаказанности подсудимые потеряли бдительность и стали допускать ошибки.

Последняя гастроль

Последним эпизодом деятельности банды стало нападение на той же стоянке (между поселками Рябово и Болотница) на семейную пару. На этот раз к стоянке приехали Анашкин, Артемьев, Гречко и Богданов. На свое несчастье, на этой стоянке решили переночевать водитель из Москвы Кирьянов и его жена Алешина. Мужчина поехал в Питер за мясом, а жена попросилась вместе с ним. Загрузив почти 20 тонн говядины, Кирьянов собирался ехать обратно, но решил немного отдохнуть на стоянке. Здесь их и нашли выехавшие 29 марта 2000 года "на охоту" участники банды. Осмотревшись на местности и не обнаружив поблизости ни милиционеров, ни нежелательных свидетелей, они решили "брать" груз. Анашкин подошел к автомобилю и под каким-то предлогом выманил Кирьянова из машины. Затем достал пистолет и потребовал деньги и документы на машину и груз. Гречко и Богданов в это время выволокли из кабины Алексееву, а Артемьев стал обыскивать машину.

Кирьянов попытался оказать сопротивление, его не остановил даже пистолет Анашкина. Тот решил "наказать" водителя: поднял пистолет и выстрелил ему в голову. Кирьянов упал на снег, к нему с криком бросилась жена. К счастью, пуля прошла касательно, не задев жизненно важных органов, и потерпевший остался жив.

Ну, а нападавшие, прихватив похищенные у супругов деньги, золотые украшения и сотовый телефон, бросили груз и поспешили скрыться. Этот эпизод стал последним в деятельности банды. В начале апреля сотрудники милиции начали аресты. Вскоре все 9 подсудимых оказались за решеткой.

Оперативники, расследовавшие дела этой банды, подозревали членов ОПС и в других преступлениях. Об этом заставляло думать материальное положение подсудимых: члены банды часто меняли автомобили, имели возможность после каждого "дела" скидывать засвеченные пистолеты и покупать новые, да и оперативная информация об их деятельности имелась богатая. Однако, как правильно заметил прокурор Петербурга Иван Сыдорук, "оперативную информацию к делу не подошьешь: ее еще доказывать надо". Но даже если обвинению удастся на суде доказать хотя бы то, что вменяется подсудимым, большинству из них может грозить пожизненное заключение.

Выбор читателей