Космический туризм поставили на поток

В общей сложности с территории СССР и России с октября 1957 г. в космос было выведено около 3400 космических аппаратов, включая межпланетные автоматические станции и пилотируемые корабли

С момента первого в истории человечества космического полета прошел 41 год. 12 апреля 1961 г. на космическом корабле "Восток-1" Юрий Алексеевич Гагарин за 1 час 48 мин облетел Землю и благополучно приземлился в окрестности деревни Смеловки Терновского района Саратовской области. Его полет открыл эру практического освоения человеком космического пространства.

Это стало закономерным продолжением успеха, достигнутого 4 октября 1957 г., когда СССР запустил первый в мире искусственный спутник Земли. В общей сложности с территории СССР и России за всю историю космонавтики с октября 1957 г. отечественные специалисты обеспечили запуск в космос 2855 ракет-носителей и вывод около 3400 космических аппаратов, включая межпланетные автоматические станции и пилотируемые корабли.

Советские космонавты не раз становились первопроходцами и устанавливали абсолютные мировые рекорды. В июне 1963 г. первой в мире женщиной-космонавтом стала Валентина Терешкова, 18 марта 1965 г. первый в истории выход в открытый космос совершил Алексей Леонов, а 25 июля 1984 г. первой женщиной, вышедшей в космос, стала Светлана Савицкая.

Наши специалисты создали восемь пилотируемых орбитальных станций, аналогичных которым не было ни у одной из космических держав. Семь станций "Салют" проработали в космосе 20 лет, а 23 марта 2001 г. завершил 15-летнюю орбитальную эпопею "Мир". На нем побывали более 100 российских и зарубежных исследователей космоса. Но самый продолжительный в истории полет – 437 суток – совершил на борту орбитального комплекса летчик-космонавт Валерий Поляков. Мировой рекорд по общей продолжительности пребывания на орбите принадлежит Сергею Авдееву – 747 суток. Мировой рекорд по числу выходов в космос (16 раз) установил Анатолий Соловьев, в общей сложности он провел в открытом космосе 77 часов 46 минут.

За время существования космической лаборатории "Мир" на ее борту были выполнены 24 международные программы экспериментальных исследований, проведено более 16,5 тыс. экспериментов. В процессе создания этого орбитального комплекса было разработано более 600 новейших технологий.

Космический комплекс "Мир" сменила на орбите Международная космическая станция (МКС), в строительстве которой участвуют 16 стран. При ее создании широко используются российские достижения в области пилотируемой космонавтики. Сборка МКС на орбите началась 20 ноября 1998 г. с запуска первой составной части МКС – российского функционального грузового блока, получившего название "Заря". Основной транспортной системой в рамках проекта создания МКС является тяжелая ракета-носитель "Протон".

Завершение строительства МКС намечено на 2004 год. Эксплуатация рассчитана на 15 лет. Совместная программа строительства и обслуживания МКС предусматривает к 2005-2006 гг. запуск 88 американских и российских космических кораблей различного назначения.

В настоящее время экипаж МКС составляет три человека, потому как к станции прикреплен спасательный корабль "Союз", который может вместить только троих. Однако экипаж станции планируется увеличить до шести человек. И вопрос этот будет решен уже к середине нынешнего года. Зависит же он от наличия второго корабля-спасателя. Сейчас рассматривается возможность размещения на МКС более вместительного спасательного корабля либо второго "Союза".

За прошедший год отечественная космонавтика совершила много полезных дел, начав осваивать и бизнес будущего – космический туризм, отправив на МКС американца Денниса Тито. 25 апреля в космос отправится второй космический турист – 27-летний миллионер из ЮАР Марк Шаттлворт. А на турполет предстоящей осенью уже существуют даже очередь из троих претендентов.

На современном этапе космическая деятельность занимает одно из ключевых мест в геополитике России и является одним из важнейших факторов, определяющих ее статус как великой державы и как страны высоких технологий. Исследование и использование космического пространства играют все более важную роль в экономическом, научном и социальном развитии нашей страны.