Грузия трещит по швам

Ситуация в Грузии очень напоминает легенду о призвании варягов на Русь. Но если скандинавские варяги сподвигли Русь к наведению в стране порядка, то американские в Грузии, как полагают эксперты, только усилят хаос

Грузия рвется на Запад. Провозглашает основным приоритетом своей внешней политики вступление в Евросоюз. Правда, даже присущая им горячность не может сокрыть от грузин той очевидной истины, что их путь в Европу будет очень долгим. Грузия также всеми силами стремится в НАТО. Но и туда, несмотря на совместные учения в Черном море, ее обещают взять не скоро. Наконец, под сурдинку борьбы с терроризмом она напрямую обращается к США с просьбой о военном сотрудничестве. И вот уже "грузинская сцена заскрипела под стопами политического тяжеловеса", как пишет французская "Монд".

С чего, спрашивается, в Грузии возникла такая прыть? Только ли банальные меркантильные соображения толкают гордый и свободолюбивый народ в объятия богатого Запада? Конечно же нет. Вот уже десять лет, с момента распада СССР, независимость означала для грузин прежде всего независимость от России. Национальная гордость и самоуверенность, затаенные обиды на "большого брата" и невозможность сразу отмежеваться от несамостоятельного прошлого слились в одно стремление: порвать с Россией. Впрочем, мы говорим в первую очередь об амбициях политической элиты Тбилиси, а отнюдь не о настроениях грузинского народа (тем более – в "регионах"), хотя всплеск нездорового национализма охватил и "массы". А США, как сильная и самостоятельная держава, естественно, привлекают умы самых разных слоев общества свободолюбивой кавказской республики. Особенно учитывая давние счеты Вашингтона с Москвой.

Но дело не только в желании обезопасить себя от российского влияния (которое, кстати, может скоро прекратиться по инициативе российской стороны – Госдума поставила вопрос об отмене экономических льгот, предоставленных РФ Грузии). Дело во внутренней ситуации в стране. "Из трех республик Южного Кавказа Грузия – самая бедная, самая коррумпированная и самая слабая – эти три характеристики показывают непрочность режима Эдуарда Шеварднадзе", – отмечает "Монд". Слабость власти Тбилиси означает усиление отпаднических настроений в грузинских "регионах", особенно это касается мятежных Абхазии и Южной Осетии. И что характерно: мятежники обращаются за поддержкой к России! А та молчаливо их поддерживает. Так что Тбилиси остается и здесь делать ставку на США.

Ситуация в Грузии очень напоминает легенду о призвании варягов на Русь: "Страна у нас богатая, а порядка в ней нет". Но если скандинавские варяги сподвигли Русь к наведению в стране порядка, то американские в Грузии, как полагают эксперты, только усилят хаос. Впрочем, им самим гораздо важнее то, что они создадут точку опоры для США на Кавказе.

В Абхазии и Южной Осетии грузино-американское сотрудничество назвали провокацией, способной привести к непредсказуемым последствиям для мира в регионе. Глава Южной Осетии Эдуард Кокоев заявил, что "с глубоким беспокойством воспринял" информацию об американской помощи Грузии. Сухумский лидер Владислав Ардзинба полагает, что Грузия непременно "воспользуется американской помощью против Абхазии". (Кстати, вторая часть американской программы обучения грузин военному делу предусматривает подготовку "антиповстанческих сил"). По словам вице-президента Абхазии Валерия Аршбы, в Тбилиси уже разработан сценарий, согласно которому грузинские власти будут "поставлять" чеченских боевиков в Кодорское ущелье в Абхазии под видом репатриации гражданского населения, камуфлируя таким образом вооруженную интервенцию. То есть будут бороться с абхазскими "террористами" руками настоящих террористов.

В ответ на тбилисское приглашение американцев "в игру", Цхинвали и Сухуми усилили свою политику сближения с Россией, провоцируя тем самым дальнейшее осложнение российско-грузинских отношений. Но это уже издержки. "Американское присутствие в Грузии, – говорит Эдуард Кокоев, – является для нас серьезным поводом для усиления сотрудничества с Российской Федерацией, мы продолжаем ориентироваться на Россию".

Вице-президент Абхазии заявил, что "попытки вытолкнуть Россию из региона очевидны" и что следует, ни много ни мало, ускорить процесс интеграции независимых "республик" с РФ в статусе ассоциированных членов. Пользуясь молчанием президента России и готовностью Думы рассмотреть предложения об усилении связей РФ с мятежными республиками, Абхазия и Южная Осетия замахнулись уже на обретение независимости де-юре и присоединение к России. Ведь фактически эти республики почти неподконтрольны Тбилиси с 1992-93 гг., и теперь речь идет об узаконении их статуса.

Ни Сухуми, ни Цхинвали, разумеется, не поддержали идею, предложенную грузинской стороне другими сепаратистами – чеченцами. А идея эта, выдвинутая "вице-президентом Чеченской Республики" Ахметом Закаевым, заключалась в создания "грузинской конфедерации", куда вошла бы и Чечня, по аналогии с Закавказской Республикой начала 20-х годов. Со стороны чеченцев это было очень лукавое предложение: ведь, согласившись хотя бы с намерением реализовать этот проект, Грузия признала бы независимость Чечни, что еще более накалило бы отношения с Россией. Впрочем, чеченцам ничего не остается, как только играть на противоречиях между большими фигурами.

Характерно, что в грузинском парламенте некоторые (группа "традиционалистов") повелись на чеченскую уловку, хотя и не стали особенно афишировать идею создания новой ФРГ (Федеративной Республики Грузия). А Эдуард Шеварднадзе не раз изъявлял желание стать посредником на переговорах между российской и чеченской сторонами, вступая тем самым в противоречие с принципиальной позицией Москвы не идти на переговоры с сепаратистами. Но о федерации или конфедерации – тоже ни слова.

Однако идея создания кавказской ФРГ витает в воздухе. Абхазия и Южная Осетия – это, конечно, наиболее яркие проявления фактической несостоятельности Грузии как унитарного государства и ее перехода, в лучшем случае, на федеративные начала. А ведь есть еще Аджария, проблема армянского нацменьшинства в Джавахети...

Тем временем соседи – Россия, Армения и Азербайджан – внимательно следят за развитием ситуации в Грузии. Им есть о чем подумать, глядя на разлагающееся грузинское государство. России в этом смысле отступать некуда: она и так федерация, дальнейшая децентрализация означала бы для нее полный развал, поэтому надо укреплять "вертикаль власти". Что до Грузии – пусть лучше разваливается, чем достается врагу. Может, хотя бы Абхазия с Южной Осетией при нас останутся.

Видя, как Грузия трещит по швам, и памятуя о конфликте в Нагорном Карабахе, Азербайджан тоже беспокоится за собственную целостность. Причем в этот самый момент при посредничестве ОБСЕ ведутся переговоры, в ходе которых выдвигается идея создания "общего" государства, включающего в себя мятежную "Нагорно-Карабахскую Республику".

А вот Ереван, напротив, наблюдает за Грузией как коршун за агонизирующей антилопой: возникновение "ФРГ №2" ему на руку. С одной стороны, Армения может использовать это как аргумент на переговорах с Азербайджаном по поводу статуса Нагорного Карабаха (берите, дескать, пример, с Грузии – децентрализируйтесь!); с другой же стороны, создание грузинской федерации может стать решением вопроса о положении армянского меньшинства в Джавахети.

В общем, Грузии нелегко буквально со всех сторон. А приход "варягов", по мнению большинства экспертов, способен только обострить как ситуацию внутри страны, так и отношения с соседями, особенно с Россией. С завидным упорством и последовательностью Грузия пилит сук, на котором сидит. Ведь в настоящее время Россия поставляет в Грузию газ и электроэнергию по ценам в 2-2,5 раза ниже тех, что существуют на европейском рынке; простила долг, превышавший 150 млн. долларов, причем уже столько же накопилось за российские энергопоставки. Но Тбилиси продолжает наступать Москве на больные мозоли, заигрывая с США и НАТО. Дескать, Россия ведь тоже хочет установить тесные отношения с Альянсом – и никто не жалуется. При этом выражается крайнее недовольство, если Москва намекает, что не худо бы вести себя покорректнее.

Эксперты говорят, что ситуация в Грузии может пойти по ливанскому сценарию: гражданская война, иностранное военное присутствие и прочие ближневосточные прелести... Может быть, у Тбилиси достало бы решимости и политического авторитета, чтобы перехватить инициативу центробежных процессов в стране и погасить их подписанием федеративного договора. Ведь и в столь вожделенном для нее Европейском союзе в последнее время многие государства из унитарных стали федеративными: Великобритания, Бельгия, Испания, а в дальнейшем такая перспектива ожидает, очевидно, и Италию. Однако Грузия делает ставку на "варягов", беря пример не с современной Европы, а с России более чем тысячелетней давности.

Выбор читателей