Кремлевский блокбастер "Челюсти"

154 года назад Карл Маркс и Фридрих Энгельс провозгласили, что цель коммунистов не в том, чтобы взять в свои руки государственную машину, а в том, чтобы сломать, уничтожить ее вместе со всем бюрократическим аппаратом

154 года назад Карл Маркс и Фридрих Энгельс провозгласили, что цель коммунистов не в том, чтобы взять в свои руки государственную машину, а в том, чтобы сломать, уничтожить ее вместе со всем бюрократическим аппаратом. В 1917 году большевики, казалось, эту задачу успешно выполнили. Однако уже три года спустя вождь пролетарской революции обнаружил, что ровным счетом ничего не изменилось: поменяв этикетки, бюрократический аппарат Империи возродился аки птица Феникс. "Наш коммунистический аппарат – г...", – не стеснялся в выражениях Ильич. Вот с этим-то ... ну, с тем самым, что имел в виду основатель советского государства, с тех пор и живем. Нет, был, конечно, в советской истории период, когда ленинские мечты об эффективном госаппарате воплощались на практике. Да только с кончиной Иосифа Виссарионовича оказалось невостребованным и его ноу-хау – метод непрерывной ротации руководящих кадров; в результате всё очень скоро вернулось на круги своя. Спорадические усилия последующих генсеков прищучить бюрократический аппарат только укрепляли его трансцендентальную самодостаточность вопреки бессмертным заветам Ильича – бессмертным в силу бессмертности самой проблемы.

Едва ли нынешний российский президент не отдает себе отчета, на какие святыни он покушается, вновь выдвигая задачу сделать госаппарат "эффективным, компактным и работающим". Надо иметь очень хорошие зубы, чтобы не обломать их об этакую затверделость. Хотелось бы знать, что по этому поводу нашептывают президенту штатные кремлевские дантисты. Да и зачем вообще всё это нужно?

В своем Послании Федеральному Собранию Путин, конечно, объяснил, что вынашиваемая административная реформа – не самоцель, а инструмент продвижения других реформ. Дескать, "основное сейчас – это создание условий, при которых граждане России могут зарабатывать деньги... но для этого необходимо устранить то, что все еще мешает людям жить и работать. И прежде всего придется совершенствовать саму систему работы государственных институтов".

Давайте разберемся. То, что чиновничья каста хорошо вкусила от неожиданного торжества демократии и рынка, – факт. То, что бюрократия "мешает жить и работать", – в общем-то тоже факт, если оговорить, кому именно мешает. Но вот то, что интересы общества и бюрократии расходятся, – вовсе не факт, а в лучшем случае гипотеза. Парадокс в том, что старый госаппарат, совершенно вроде бы непригодный в постсоветскую эпоху, тем не менее очень хорошо в нее вписался и даже в известной мере утратил помянутую выше "трансцендентальность". Если жить для народа наша родная бюрократия не в состоянии просто по своей органике, то теперь она, по крайней мере, живет не сама по себе, а вместе с предприимчивой частью народа.

Спора нет – без бюрократической опеки бизнес ощущал бы себя вольготней. Однако, положа руку на сердце, это что-то из области Томаса Мора. Как же совсем без опеки-то? Мы ведь, чай, Россия, а не какая-нибудь там Америка. Предприниматели – люди практичные и вполне приспособились к объективной реальности. Главное для них – стабильность, а не перманентные попытки эту самую реальность улучшить. Таковые попытки оборачиваются исключительно повышением ставок откупных, а также энтропии должностных лиц, претендующих на кормление. Важно точно знать, кому платить и сколько, а в какой карман идет собранная дань – сие вопрос философический. Объективная реальность, между прочим, состоит и в том, что четкие правила игры на ниве частного предпринимательства государством либо не заданы, либо соблюдать их нет абсолютно никакой возможности. Натурально, Греф без устали обещает Путину желаемые правила все же внедрить, но это ведь тоже очень напоминает видения великого утописта. Пока большинство законов пишется будто специально для того, чтобы поправить благосостояние чиновников, которые в итоге конкретные правила и устанавливают. Многие предприниматели уже настолько гармонируют со средой, что вообще не могут вести свой бизнес как-то иначе, нежели с опорой на бюрократические ресурсы. Другим словом, они не смогут "зарабатывать деньги", если Путину вдруг и впрямь удастся "устранить то, что всё еще мешает" их заработкам.

Остаются, правда, в стране граждане, которые почему-то еще не занялись бизнесом. Среди этого населения встречаются и те, кого продолжает перекашивать, когда в официальной конторе, куда они явились за какой-нибудь пустяковой (но почему-то крайне необходимой в другой конторе) бумажкой, их честно спрашивают: "Вы хотите побыстрей или помедленней?". Ну, так ведь каждому не угодишь!

Кстати, до таких низких материй, как мытарства граждан во всяких там ДЭЗах, БТИ и иже с ними, административная реформа – во всяком случае в том виде, в каком она изложена в президентском Послании, – не опускается. Помыслы реформаторов заняты стратегическими задачами, для решения коих "нынешние функции государственного аппарата не приспособлены".. Ворошить нижние болота, похоже, никто всерьез не собирается – удары планируются преимущественно по штабам. Конкретные установки таковы: во-первых, необходимо "модернизировать систему исполнительной власти в целом" (поскольку экономика у нас вроде как рыночная, а управление прежнее – "как отраслями централизованного народного хозяйства"); во-вторых, "нужна эффективная и четкая технология разработки, принятия и исполнения решений" ("ныне действующий порядок ориентирован не столько на содержание, сколько на форму"); в-третьих, "надо наконец провести анализ ныне реализуемых государственных функций и сохранить только необходимые".

Сокращение избыточных функций госаппарата – давний президентский конек. Об этом Путин толковал и в прошлогоднем Послании, а теперь не преминул пожурить правительство, которое никак не откликнулось на "соответствующее указание". Конечно, оговорился президент, "здесь не может быть никакой кампанейщины", однако и два года одних разговоров – тоже перебор. Тем не менее, Путин все еще надеется получить от Касьянова (или его преемника?) "обоснованные предложения по реструктуризации системы исполнительной власти".

Вообще в том, что касается административной реформы, прошлогоднее и нынешнее президентские Послания заметно пересекаются. Поэтому любопытно присмотреться к нюансам. Год назад Путин сделал акцент на раздутость госаппарата. Сейчас он вдруг обнаружил, что по сравнению с другими странами бюрократических структур у нас не так уж и много. Соответственно, главная проблема – не в количестве этих структур, а в плохом качестве их работы, которая "плохо организована". Оно, конечно, так. Но кто же может заняться улучшением организации работы аппарата, кроме самого аппарата? Уж в этом-то он поднаторел. Целям улучшения работы всегда более всего отвечало наращивание функций и расширение штатов.

Может, все-таки не надо никаких пертурбаций? Все уже как-то обвыклись с существующим статус-кво. Если дело ограничится косметикой, то, как показывает опыт, это отнюдь не облагородит мурло отечественной бюрократии – скорее наоборот. Если же предполагается хирургическое вмешательство, то сначала "пациент" должен быть соответствующим образом подготовлен – находиться под наркозом и лучше в связанном состоянии. Хватит ли у нынешних реформаторов силенок? Бюрократические и аффилированные с ними бизнес-элиты стелются сегодня перед Кремлем, как на брачное ложе, а не на операционный стол. И если почуют подвох, то Путину будет противостоять не новоявленный Герцен, одиноко подающий голос с берегов туманного Альбиона (плюс нанятая группка распространителей его видео-"Колокола" внутри страны), но мощная, сплоченная и решительная партия новой государственной буржуазии.

Выбор читателей