Россия и Европа сольются в пространстве

Во всех сферах, за исключением поставок энергоресурсов, европейцы хотели бы видеть Россию в качестве покупателя, но никак не конкурента

Курица не птица, Россия – не Европа. Так, перефразируя расхожее выражение, можно охарактеризовать основную идею, волей-неволей просматривающуюся за помпезными речами лидеров Евросоюза, звучащими сегодня на саммите Россия-ЕС.

Выступая перед представителями СМИ, председатель Еврокомиссии Романо Проди заметил, что в Евросоюзе Россию рассматривают как "основополагающую составляющую часть Европы, но исходят из того, что уже даже географические размеры России в случае ее вступления в ЕС изменили бы саму природу ЕС". Помимо этого, считает глава Еврокомиссии, есть и другие причины, не позволяющие России стать членом Евросоюза. По словам Р.Проди, на данном этапе речь идет о том, что "реально возможно осуществить уже сейчас". В частности, по мнению европейского чиновника, "амбициозной, но реалистичной" становится задача создания единого экономического пространства ЕС и России. Более того, по его словам, намеченный для этого процесса пятилетний срок "также является реалистичным".

В целом позиция Евросоюза в данной ситуации выглядит довольно понятной. Безусловно, в силу ряда объективных причин, членство России в ЕС выглядит бессмысленным даже и для России, не говоря уже о самой Европе. Поэтому основной идеей саммита становится именно формирование того самого единого экономического пространства, о котором столь заинтересованно говорил г-н Проди.

Характерно, что подобная идея не нова и обсуждалась еще в конце прошлого века, хотя и не нашла реального своего воплощения. Сегодня она звучит вновь, причем фактически с подачи самих европейцев.

Основной причиной тому, по всей видимости, служит желание ЕС наращивать экономическую мощь с целью эффективного противостояния США. Выходя на новые уровни экономического сближения с Россией, энергоемкая Европа гарантирует себе долгосрочные контракты на поставки энергоносителей, а также максимально расширяет рынок сбыта для собственных товаров и услуг.

От России в такой ситуации требуется предельная осторожность, так как ее интересы в совместном с ЕС экономическом пространстве несколько отличаются от европейских. России, прежде всего, требуются инвестиции в высокотехнологические перерабатывающие отрасли, что, в свою очередь, не столь желательно для Евросоюза. Во всех сферах, за исключением поставок энергоресурсов, европейцы хотели бы видеть Россию в качестве покупателя, но никак не конкурента. Максимум, чего можно ожидать от этого сотрудничества, так это вывоза европейскими компаниями в Россию своих относительно современных производств, как это происходит в Восточной Европе и ЮВА. Что бы ни говорили политики, но полноценное равноправное сотрудничество в высокотехнологических сферах между развитыми и развивающимися странами видится маловероятным.

В связи с этим, наиболее важное, что могла бы получить сегодня Россия от ЕС, так это конкретную поддержку Евросоюза в деле вступления в ВТО, а также отмену многочисленных барьеров на пути российских товаров в Европу. Понимая высокую заинтересованность европейской стороны в отношениях с Россией, можно предположить, что кое-чего в этой области нам удастся добиться достаточно скоро. Как стало известно сегодня, на саммите Россия-ЕС Романо Проди заявил, что Евросоюз "намерен предоставить России статус страны с рыночной экономикой". "Что обещали, то выполним", – подтвердил глава Еврокомиссии.

Это весьма хороший знак для России. Остается надеяться, что российские политики смогут сыграть на нынешнем экономическом и политическом противостоянии между ЕС и США с максимальной пользой для своей страны.

Выбор читателей