Обратная сторона интернет-порнографии

Своего рода табу, наложенное солидными ресурсами на освещение рынка порнографии, а также замкнутость этого рынка порождают множество разных толкований и домыслов о роли, месте и объеме порнографии в Интернете

Порно-Интернет – это особая, замкнутая часть Сети, которая живет по своим законам. Тут есть свои каталоги и поисковые системы, чаты, форумы, баннерные сети, интернет-магазины и т.д. Какие-то крупные поисковые серверы просто брезгуют такой тематикой, другие глубоко прячут специфические разделы, маскируя под вывесками типа "Романтика" или "Эротика", а третьи сразу же отсылают к греху поближе, на специализированные порнокаталоги. Своего рода табу, наложенное солидными ресурсами на освещение рынка порнографии, а также замкнутость этого рынка порождают множество разных толкований и домыслов о роли, месте и объеме порнографии в Интернете.

В этой статье не будут рассмотрены моральные аспекты существования рынка интернет-порнографии, не будет, конечно, и ссылок на порнографические ресурсы. Мы попытаемся лишь развеять те мифы об интернет-порнографии, которые сложились в обществе, и определить реальные размеры данного рынка и его место во всей Сети.

Миф №1:
порнография – двигатель Интернета

Очень часто от многочисленных поборников нравственности, особенно от представителей религиозных организаций, можно услышать, что Интернет – это рассадник распутства вообще и порнографии в частности, что именно порнография является основой его существования. Обычно такие утверждения сопровождаются для вящей убедительности цифрами. Говорят, что от 30 до 70% всех сайтов – порнографические, а общий объем рынка интернет-порнографии составляет многие миллиарды долларов.

Чтобы удостовериться, действительно ли порнография является основой существования Интернета, достаточно посмотреть доступную статистику по трем показателям:
– общая доля порноресурсов в Интернете;
– доля пользователей, посещающих порносайты;
– совокупный объем рынка интернет-порнографии.

Доля порносайтов. Несмотря на то, что каталоги порноресурсов существуют отдельно от обычных интернет-каталогов, последние на самом деле нередко заключают в себе ресурсы эротического содержания, но стараются это не афишировать. Если сравнить количество сайтов в таких разделах с общим количеством сайтов в каталогах, то получается, что даже вкупе с эротическими сайтами и сайтами знакомств доля порноресурсов ни в одном универсальном интернет-каталоге не больше 5%.

Если предположить, что в специализированных порнокаталогах количество порносайтов больше в несколько раз, все равно доля таких ресурсов не превысит 10-20% (даже эти цифры, скорее всего, завышены).

Доля пользователей, посещающих порносайты. По данным NetValue, в ноябре 2001 года почти каждый третий британский пользователь Интернета посещал порносайты, доля которых среди наиболее посещаемых интернет-проектов в Великобритании составляет почти 40%. При этом средний британец проводил на этих сайтах примерно 45 минут. Почти час на порносайтах проводили немцы и норвежцы. 40 минут – французы. Меньше всего – итальянцы (36 минут). Причем чаще всего, по данным NetValue, на сайты со "взрослым" содержанием заходят студенты (примерно каждый четвертый пользователь).

В то же время, по данным eMarketer.com, в феврале 2001 года порносайты посещало 20,2% всех пользователей Интернета в США, причем этот показатель практически не изменился с декабря 1999 года (21,3%).

А вот в Таиланде в результате проведенного в 2001 году опроса в школах выяснилось, что 60% школьников (и младших, и старших классов), которые являются пользователями Интернета, посещают порносайты. Если в большинстве западных стран Интернет, как правило, используется прежде всего для поиска информации и переписки, то в Таиланде электронной почтой интересуются лишь 11% школьников и только 16% обращаются к Сети за информацией.

Интересны также причины, по которым люди посещают порноресурсы. В феврале 2002 года на сервере MSNBC.com был проведен опрос, в результате которого 60% мужчин и 37% женщин заявили, что причиной посещения порносайтов является банальное "желание", хотя 55% женщин и 31% мужчин идут на порносайты, как говорится, совместить приятное с полезным (то есть с целью самообучения в сексуальных вопросах). Можно отметить, что ряд международных и общественных организаций в мире относят пристрастие к порнографии к одному из видов зависимости наряду с алкоголем и наркотиками.

Объем рынка интернет-порнографии. Определить общий размер рынка порнографии довольно сложно в силу многих причин, в первую очередь – вследствие его частичной нелегальности. Очевидно, поэтому большинство цифр, приписываемых рынку порнографии, реально носят только оценочный характер. В США, например, оценки размера всего рынка порнографии, по данным различных исследователей, колеблются от 1 до 14 млрд. долларов. Наиболее высокие цифры (более 10 млрд.) обычно называют сами представители рынка порнографии, более низкие оценки (2,8-3,9 млрд.) дают независимые эксперты. Скорее всего, истина где-то посередине. Но зато сравнительно точно известен объем рынка интернет-рекламы в этом секторе. В США он составляет 5-8 млрд. долларов!

Утверждение, что порнография является основой всего Интернета, мягко говоря, преувеличено. Другое дело, что долгое время, где-то с середины 1990-х годов, продажа порнографического контента была чуть ли не самой первой и самой эффективной схемой интернет-бизнеса, и именно этот рынок одним из первых начал использовать электронные платежи. Здесь кредитные карточки применялись еще в 1997 году, когда электронная коммерция и интернет-бизнес только начали формироваться. Рынок интернет-порнографии, зародившийся на досках объявлений и конференциях BBS и Usenet, и в настоящее время остается одним из наиболее привлекательных для ведения своего дела – как для отдельных веб-мастеров, так и для крупных компаний.

Миф №2:
заработать на порнографии в Интернете очень просто

В 2000-2001 гг., во время кризиса рынка информационных технологий, на грани банкротства оказались многие ранее успешные компании, бывшие примером для ведения интернет-бизнеса. В то же время компании, занимавшиеся интернет-порнографией, оказались в стороне от общественного внимания. Тогда многим наблюдателям показалось, что они избежали проблем, вызванных кризисом в секторе высоких технологий. Этот миф – прямое следствие закрытости рынка. Кризис сказался и там тоже, но, может быть, не столь сильно, поскольку число инвесторов, вкладывавших деньги в порносектор, было в несколько раз меньше, чем у публичных компаний, чьи акции котировались на NASDAQ.

В общественном сознании порнография часто относится к вечным потребностям человека, поэтому считается, что сексуальные услуги будут востребованы всегда. Видимо, именно этим руководствуются многие известные компании, которые после разразившегося кризиса в IT-секторе попробовали себя и в порнобизнесе. Наиболее известный случай – попытка продажи порновидео и DVD на Yahoo. Но возникшая вокруг этого шумиха, которая последовала практически сразу же за скандалом, связанным с продажей на аукционах Yahoo нацистской символики, заставила компанию отказаться от выхода на порнорынок.

Мнение, что заработать деньги на порнографии очень легко, далеко от истины. Лишь немногие энтузиасты этого дела могут похвастаться большим доходом от "взрослого" контента. Человек, собирающийся заняться в Интернете порнобизнесом, сталкивается поначалу с огромным количеством проблем. Это и место для сайта (не так много провайдеров предоставляют дисковое пространство для сайтов с нецензурным содержанием), и контент (можно, конечно, его "надергать" с других сайтов, но на этом много не заработаешь, да и проблемы можно нажить), и спонсоры (если будет выбран вариант размещения на сайте баннеров крупных иностранных порносерверов, платящих за каждого клиента или посетителя), и налаживание системы оплаты (в случае продажи собственного порноконтента), и огромное количество конкурентов, и отношения с органами правопорядка, и прочие прелести такой жизни...


Полную версию материала можно прочитать в журнале "Планета Internet". Перепечатка только с разрешения редакции "Yтро.RU" и "Планеты Internet ".

Выбор читателей