Конец света не за горами

Жизнь на Земле зависит от того, успеет ли сверхновая звезда удалится от нашей планеты на безопасное расстояние до того, как она взорвется

Конец света случится скоро (по астрономическим меркам, разумеется) – всего через несколько миллионов лет. Такой печальный прогноз сделан сотрудниками Гарвардского университета, обнаружившими, что совсем рядом с Землей находится звезда, которая должна вот-вот превратиться в сверхновую. Если это случится еще до того, как звезда от нас удалится, то произойдет мощный взрыв, который высвободит высокоэнергетическое электромагнитное излучение, что приведет к разрушению озонового слоя Земли за несколько минут. А значит, все живое погибнет.

Дело в том, что большинство сверхновых образуются, когда крупные звезды сгорают и коллапсируют под воздействием собственной гравитации. На определенном этапе сжатия происходит взрыв невероятной силы – звезда превращается в сверхновую, и несколько недель излучает в космос гигантское количество энергии. Но звезда, угрожающая Земле, – совсем иная. HR 8210 – белый карлик, звезда, лишившаяся топлива и считающаяся слишком маленькой для того, чтобы образовать сверхновую. Однако HR 8210 не одинока. Она образует типичную бинарную систему с другой звездой, да и масса самого кандидата в сверхновые по меркам белых карликов весьма значительна – 1,15 массы Солнца.

Вообще-то упомянутая звездная система впервые была обнаружена в еще 1993 году, но тогда на нее практически никто не обратил внимания. Лишь в текущем году выяснилось, что масса космического объекта лишь чуть-чуть меньше "предела Чандрасекара", при достижении которого она будет способна взорваться. Перелом произойдет тогда, когда "напарница" HR 8210 исчерпает топливо. После того, как она расширится и превратится в красного гиганта, ее внешние оболочки будут сброшены на HR 8210, масса которой тогда преодолеет указанный предел. Звезда находится на расстоянии 150 световых лет от Земли, тогда как безопасным расстоянием считаются 160-200 световых лет.

Правда, все не так уж плохо. По предварительным расчетам Розанн ди Стефано из Смитсонианского центра астрофизики, за несколько миллионов лет звезда должна удалится от Земли. Но могут возникнуть и другие подобные угрозы. Кстати, в минувшем феврале японские исследователи зафиксировали сильнейший взрыв, произошедший в созвездии Рыб. Взрыв стал следствием рождения сверхновой звезды. А последняя сверхновая отмечена в пределах нашей Галактики в начале XVII века.