Сезон охоты на бюджет-2003 открыт

Работа над бюджетом – пожалуй, самая интригующая часть работы государственных чиновников. Последнее бюджетное послание президента открыло новый раунд захватывающего действа

Работа над бюджетом – пожалуй, самая интригующая часть работы государственных чиновников. Последнее бюджетное послание президента открыло новый раунд захватывающего действа, внеся свежую струю в рутинное течение российской политической жизни.

Итак, президент поручил правительству, во-первых, уже на этой неделе начать работу в Госдуме в связи с внесением изменений в бюджет текущего года, а во-вторых, не откладывая, уже в июне начать активную работу над бюджетом 2003 года.

Что касается означенных изменений, то их внесение связано прежде всего с необходимостью выполнения социальных обязательств перед военнослужащими, указ о повышении денежного довольствия которым был подписан накануне. Судя по категоричности тона Путина, можно не сомневаться, что правительство и Дума быстро найдут общий язык и все их предложения будут реализованы в кратчайшие сроки.

А вот что касается пожеланий президента к бюджету на 2003 год, выраженных в послании, тут дело обстоит несколько сложнее. В целом абсолютно в русле проводимой политики, которая нашла отражение в Послании Федеральному собранию, находятся требования Путина существенно сократить расходы на государственный аппарат и урегулировать отношения бюджетов разных уровней. Недопустимо, когда, например, финансовая ответственность за использование средств возлагается на муниципалитеты, в то время как они реально ими не обладают. Главной задачей, сформулированной в послании, является экономия. Экономить указано на невыполнимых обязательствах, ликвидации ведомственных льгот, создании системы мониторинга результативности бюджетных расходов. Совершенно справедливым представляется требование законодательно упорядочить финансирование льгот некоторым слоям населения: государство должно отказываться от льгот, которые оно не в состоянии профинансировать.

Президент подчеркивает необходимость принятия действенных мер по увеличению доходной части бюджета, в частности мер по увеличению непроцентных доходов (т.е. надо получать деньги от реально работающей экономики, а не от кредитов), и с этим нельзя не согласиться. По словам председателя Бюджетного комитета Думы Александра Жукова, "если мы будем продолжать наращивать непроцентные расходы, если эти деньги будут продолжать использоваться неэффективно, то мы, в конечном итоге, растеряем все завоевания, которых добились за последние 3 года в бюджетно-налоговой сфере, и не сможем снизить налоги". Депутат считает необходимым "серьезно улучшить эффективность отдачи государственных средств, которые вкладываются в бюджетную систему, прежде всего в бюджетные учреждения, которые сегодня финансируются за счет коммерческой деятельности и получают деньги из бюджета".

Бюджетное послание президента направлено в том числе и на придание бюджету большей прозрачности, особенно в том, что касается финансового резерва, использования средств, полученных от государственных учреждений, по установлению тарифов естественных монополий. А в налоговой сфере оно полностью соответствует законодательным планам Госдумы и Совета Федерации.

По мнению Жукова, поставленные задачи, важные, в первую очередь, для Министерства финансов, экономических и налоговых ведомств. Другое дело – выполнимы ли они? По мнению некоторых экономистов, многие либо невыполнимы, либо противоречивы. Правда, это не касается решения тех задач, где основную роль играет административный рычаг. Так, например, в очередной раз ставится задача по совершенствованию системы управления госдолгом, которая подкрепляется специальным решением. А среди важнейших задач в области доходов первое место занимает изменение системы внесения правительством проекта бюджета. Президент считает целесообразным вначале менять налоговую систему и лишь после этого вносить проект бюджета, что сузит возможности для бюджетного маневра и торга в процессе прохождения проекта бюджета через Думу.

Из послания видно, что применение административных рычагов не всегда ведет к усложнению системы. Так, например, из двух тенденций – усложнение налоговой системы для перекрытия всех лазеек и ее упрощение для повышения собираемости налогов за счет прозрачности системы – последняя явно одерживает верх. Чем проще налоговая система, тем с меньшими усилиями можно добиться эффективного администрирования.

Много внимания Путин уделил вопросам повышения эффективности использования государственного имущества, определению принципов государственной дивидендной политики и принципов распределения прибыли государственных предприятий. Но, похоже, основной способ повышения эффективности он видит в продаже всего, чем государство не может по-хозяйски распорядиться.

Выбор читателей