10 лет не срок – вертайте книжки взад!

Люди не возвращают книги в библиотеки по разным причинам: кто-то забывает, кто-то просрочит и боится штрафа, а кто-то просто не хочет краснеть от стыда

Случай, который произошел в ижевской городской библиотеке имени Некрасова, никак не укладывается ни в рамки российской действительности, ни в сознание обладателя широкой русской души вообще. У нас ведь так: бери что плохо лежит, ибо другой возьмет да и возрадуется. Еще мы можем снять с себя последнюю рубаху и отдать кому-нибудь – от избытка чувств и маниакального стремления к щедрости. Ну, впрочем, Лев Николаич с Федором Михалычем давно уже все на этот счет сказали, и добавить здесь нечего. Так что вернемся, пожалуй, к библиотеке.

С городскими библиотеками у нас поступали кому как больше нравится. Кто-то честно пользовался фондами: брал книжки "на почитать", возвращал более-менее в срок или продлевал пользование, а потом все равно сдавал… Кто-то жестко умыкал книги, и библиотекари уже никогда не видели их. А кто-то просто держал их месяцами, начисто игнорируя все призывы библиотек вернуть их. Потом вспоминал, относил и больше уже в библиотеку не возвращался. Всяко, одним словом, бывало.

А вот такого еще не было. Пришел на днях в ижевскую Некрасовку мужчина, чтобы сдать две книги. Посмотрели на них сотрудники и, как водится, полезли искать книжный формуляр. Искали долго, тщательно, может, даже с ищейками, однако никакого вразумительного результата поиски не дали. Тут нашелся среди библиотекарей умный человек, догадавшийся посмотреть на книжный штамп. Удивлению – и его самого, и его коллег – не было предела. Оказалось, что книги были взяты из библиотеки более 10 лет назад…

Юный читатель, "зажуливший" литературу, успел за это время отслужить в армии, получить высшее образование, стать совсем не мальчиком, но мужем… Короче, сильно он изменился, этот любитель печатного слова…

Речь однако, не о физиологических и психологических изменениях, которые претерпел сей персонаж, а о том, что для наших сограждан такое поведение скорее нетипично, нежели тривиально. И много, много еще книжек лежит по самым разнообразным уголкам многоэтажных домов и одиноких хибарок. Иногда эти книги представляют настоящую редкость, а восполнение библиотечных фондов – удовольствие далеко не дешевое.

Некоторые и рады бы сдать просроченную литературу, да "жаба душит", ведь придется платить штраф за каждую просроченную книгу, а платить у нас мало кто любит. Специально для таких любителей халявы в библиотеках вводятся прощенные дни, когда должник может вернуть литературу, и ему совершенно ничего за это не будет. Похвальная практика. Штраф все равно не окупает стоимость книг. Поэтому книги лучше возвращать хоть как-то.

А вот что делать с теми особо совестливыми гражданами, которые не возвращают книжки не потому, что им придется платить, а потому, что им придется краснеть, - до сих пор неясно.

Выбор читателей